Корпоративное обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии). Стратегические сессии  по ИТ-стратегии

Пользователи ИТ

На этой странице рассмотрены пользователи ИТ. Их целесообразно отнести к одному из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

 

Краткое описание элемента «Пользователи ИТ»

Традиционно, пользователей ИТ не относят к элементам ИТ. Однако, с точки зрения планирования ИТ на год вперед и более, пользователей ИТ учитывать надо обязательно. Собственно, на пользователей ИТ все сотрудники ИТ-службы и работают.

Пользователи ИТ

Для планирования работы с пользователями ИТ на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:

  • группы пользователей ИТ, их потребность в ИТ
  • каталог ИТ-сервисов, SLA
  • службу поддержки ИТ.

Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от повышения удовлетворенности пользователей ИТ: часто предполагается, что чем выше удовлетворенность пользователей, тем выше выгоды от ИТ. В определенной мере это так, хотя затраты на ИТ при этом скорее тоже вырастут. Поэтому, при разработке ИТ-стратегий пытаются решить скорее оптимизационную задачу: выделить элементы ИТ (например, конкретные ИТ-сервисы), качество поддержки которых надо улучшить. Более подробно этот вопрос рассматривается в книге А. Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», а также в обучении по ИТ-стратегии. Надо отметить, что повышение удовлетворенности пользователей ИТ является приоритетом обычно лишь во времена подъема экономики, в кризис большинство компаний концентрируется на сокращении затрат, в том числе и на ИТ.

Размеры компаний, которым целесообразно улучшить работу с пользователями ИТ: конечно, улучшить работу с пользователями ИТ (их поддержку и новые разработки) надо в компаниях всех размеров, хотя в крупных и средних компаниях эффект может быть больше.

Кому лучше повышать удовлетворенность пользователей ИТ: собственно, все сотрудники ИТ и должны прямо (ну или косвенно) заниматься работой с пользователями ИТ. Хотя курирует этот вопрос обычно руководитель службы поддержки ИТ.

Разделы ИТ-стратегии, где рассматриваются пользователи ИТ: пользователи ИТ обычно рассматриваются в разделе «Информационные системы», или в отдельном разделе.

Методики, предлагаемые для анализа потребностей и планирования работы с пользователи ИТ:

  • «Оптимизация ИТ»
  • «Информатизация бизнес-процессов»

Отрасли, для которых целесообразно улучшать работу с пользователями ИТ: конечно, с пользователями ИТ надо нежно работать в компаниях всех отраслей, и даже в государственных учреждениях!

Ресурсы, требуемые на повышение удовлетворенности пользователей ИТ: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 10-25 человеко-дней работ.

Надо отметить, что на проведение опросов пользователей  ИТ (например, по каждой из основных 30-40 информационных систем выяснить, что конкретно не устраивает и что стоило бы улучшить), уйдет никак не меньше календарного месяца.
Даже если опрос удастся адекватно автоматизировать (это скорее вопрос не программирования, а качества собранной информации), в устных опросах оно может быть очень хорошим, а при автоматизированном сборе информации — как получится, то кто-то будет в отпусках, кто-то — в командировках, кто-то будет тупо «динамить» и т.д. Получение корректных выводов и их согласование тоже потребует минимум нескольких недель.

Основные этапы улучшения работы с пользователями ИТ:

  1. Выделение групп пользователей и их потребностей в ИТ
  2. Планирование улучшений ИТ и поддержка пользователей ИТ
  3. Разработка проектов по улучшению работы с пользователями ИТ
  4. Выполнение проектов

 

Подходы к повышению удовлетворенности пользователей ИТ

Подходы к улучшению работы с пользователями ИТ разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
см. более подробно источники методик
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:

Статьи по этой теме:

Другая информация по пользователям ИТ и смежным темам:

Предложения для ИТ-директоров российских компаний

(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг