Корпоративное обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии). Стратегические сессии  по ИТ-стратегии

1.4. Типовые подходы к разработке ИТ стратегий

В 2004 г. автор написал статью «Семь подходов к разработке ИТ-стратегии» (Директор Информационной Службы, N2, 2004). В 2012 я написал еще одну статью про это: “ИТ стратегия: кому и зачем она нужна. Российские особенности” Директор Информационной Службы, N1, 2012.
За прошедшие годы, в общем, ничего принципиально, к сожалению или к счастью, не изменилось. Хотя можно выделить не 7, а скорее 10 подходов.
ИТ стратегия — часть корпоративной стратегии, одна из функциональных стратегий, в одном ряду со стратегиями маркетинга, закупок и др. Однако, роль ИТ существенно возрастает.

Рассмотрим кратко эти подходы (более полное описание приведено в Приложении 1):

1. Отсутствие стратегии
К сожалению, этот подход использует большинство российских организаций. Из его приятных сторон стоит отметить простоту. Но есть и минусы, от которых уйти сложно:

— сложно обосновать инвестиции в ИТ, что приводит к финансированию по остаточному принципу;
— возможна высокая неудовлетворенность пользователей и руководства предприятия текущим информационным обеспечением.

2. Планирование технических средств

Говорить о том, насколько эффективна ИТ поддерживает бизнес, в данном случае тоже не приходится. Но, конечно, наличие планирования технических и программных средств лучше его отсутствия. Как минимум, этот подход позволяет минимизировать затраты на закупки за счет четкого планирования этих закупок на один – два  года вперед вместо  импульсивных закупок техники, которую, возможно, потом  не удастся даже использовать. Данный подход приемлем  для стабильного рынка и производства, где в течение ряда лет ничего не меняется, как это было, например, лет двадцать назад.

Примером ИТ-стратегии, сформулированной в рамках данного подхода, является ежегодное увеличение производительности технических средств на двадцать – двадцать пять процентов. Хотя, стратегией это назвать сложно, в силу неполноты данного подхода.

3. “Авангардисты”

Этот подход гораздо дороже предыдущих. Благодаря усилиям маркетологов, продвигающих новинки high tech (сейчас это – «облачные вычисления»), у получателей этой рекламы появляется желание немедленно новинки  приобрести и начать использовать. Призывы купить самые последние достижения международной компьютерной мысли были и будут всегда, тем более, что продавцы обещают, что эти достижения сразу решат все имеющиеся проблемы.

Время, деньги и другие ресурсы, отпускаемые на внедренное новой, но не отлаженной технологии, могут быть весьма велики. На завершение внедрения ни сил, ни средств может ни хватить. А там уже новые и еще более инновационные технологии появятся.

4. Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха (КФУ) — это ключевые моменты в деятельности предприятия, на которые она должна обращать самое пристальное внимание. КФУ зависят от рынка, на котором работает предприятие, а также от стратегии самого предприятия.

Согласно данному подходу, необходимо развивать ИТ поддержку бизнес-процессов, которые напрямую влияют на ключевые факторы успеха предприятия. Они определяют цели развития ИТ и конкретное прикладное программное обеспечение.

5. ИТ стратегия определяется стратегией бизнеса

Этот подход встречается достаточно широко в международных и крупнейших российских компаниях. Вначале надо на уровне предприятия определить видение, миссию, основные цели, стратегию, а  потом сделать такой же шаг для ИТ-службы. При этом  предполагается, что ИТ на предприятии вторичны и поддерживают основной бизнес (что, как правило, полностью соответствует действительности).

6. «Выравнивание» ИТ стратегии и стратегии бизнеса

Современный подход к ИТ (как минимум, со стороны их разработчиков) предполагает, что они могут дать стратегические преимущества для бизнеса. Соответствующий подход к разработке ИТ-стратегий предполагает не жесткую привязку стратегии развития ИТ к стратегии организации, а «выравнивание» этих стратегий («business IT alignment»).

7. Планирование ИТ услуг

Этот подход массово появился вместе с методологией ITIL. Предполагается, что ИТ служба оказывает другим подразделениям ИТ услуги, а эти подразделения их оплачивают. В рамках данного подхода обычно планируют перечень ИТ сервисов, разрабатывают соглашение об уровне предоставляемых сервисов (SLA), модернизируют или создают службу поддержки пользователей (Help Desk) . Вопросы формирования стратегических целей ИТ департамента  часто просто не рассматриваются.

8. Использование ГОСТов

Для  большинства работ в СССР существовали ГОСТы. Для  разработки автоматизированных систем было разработано семейство ГОСТов 34. Автор участвовал в разработке больших информационных систем для государственных организаций, и может отметить, что в ГОСТах рекомендован  достаточно хороший подход к разработке сложных информационных систем.

9. Информация как товар (стратегия для ИТ компаний)

Этот подход к разработке ИТ-стратегий актуален для фирм, у которых информация или ИТ услуги и являются конечным продуктом. При этом ИТ стратегия может являться и стратегией бизнеса.

10. «Экзотика»

В этот подход автором  включено всё прочее. Здесь ИТ-стратегия предназначена для поддержки экзотических подходов к организации ИТ, типа «теории экстремального программирования».

Описание типовых подходов к разработке ИТ стратегий, используемых сейчас в России, приведено в Приложение 1. Типовые подходы к разработке ИТ стратегий.

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг