ИТ-стратегия
ИТ-стратегия и цифровая трансформация бизнеса
  • 3 варианта разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • стратегия цифровой трансформации бизнеса
  • оптимизация элементов ИТ, подстройка ИТ под требования бизнеса
  • с 1 октября по конец ноября 2019: обучение с параллельной разработкой ИТ-стратегии или стратегии цифровой трансформации бизнеса или других вариантов стратегий

    Разделы сайта








    Новости
    • с 1 октября 2019 пройдут обучения по Skype по ИТ-стратегиям и стратегии цифровой трансформации бизнеса с параллельной разработкой стратегии далее
    • 12 сентября 2019 состоялась ежегодная конференция ПЕРЕЗАГРУЗКА 5.0. Александр Михайлов выступил с докладом "Разработка стратегии цифровой трансформации бизнеса и роль ИТ-директора в ней. Этапы работ" далее
    • 15 июля 2019 на портале ИТ-директоров России GlobalCIO дискуссия «Цифровая трансформация бизнеса: взгляд с разных сторон" далее
    Все новости

    Как ИТ-служба выглядит со стороны бизнеса

    Выгоды и риски ИТ

    Сейчас большинство организаций сильно зависит от информационных технологий (ИТ) и тратит на них серьезные деньги. Вряд ли сегодня кто-то сможет обойтись без компьютеров. Даже индивидуальные предприниматели, торгующие на рынке, вынуждены использовать программы бухучета, электронную почту и Интернет.

    Много предприятий, и даже студентов, продают через свои сайты продукцию по всей России. При этом производством или доставкой продукции они могут и не заниматься. То есть информационные технологии позволяют создавать и совершенно новые бизнесы. Выгоды от использования ИТ велики и продолжают увеличиваться.

    Велики и риски неработоспособности или неверной работы ИТ. Без выполнения работ по маркетингу, бухучету и продажам, большинство предприятий могут работать по нескольку дней и даже недель. Однако при неработоспособности компьютеров, программ, каналов связи или других элементов ИТ, большинство современных предприятий не сможет проработать в нормальном режиме несколько часов, а то и минут:

    Сколько времени сможет работать ваше предприятие, если перестанет работать одно из направлений бизнеса [по данным опроса слушателей программы МВА, АНХ, центр «Президент», 2012-2016 годы]:

    Направление бизнеса

    Время*

    Отдел маркетинга

    Недели или месяцы

    Продавцы

    Недели

    Бухгалтерия

    Дни

    Производство

    Дни

    Отгрузка продукции

    Часы или дни

    Отключат воду

    День

    Отключат электричество

    Часы

    ИТ

    Минуты или часы

    Здание предприятия будет взорвано

    0 минут

     

    С уровнем проблем при неработоспособности ИТ может сравняться разве что отключение электричества. Большинство опрошенных генеральных директоров компаний оценили, что больше чем от полной неработоспособности ИТ потери для бизнеса могут быть только от пожара или взрыва в здании компании.

    Итого, получается, что без ИТ сейчас никак не обойтись, но они дорого стоят, а риски их неработоспособности очень высоки. Вариант неверной работы программ тоже никого не радует.

    Конечно о значимости ИТ для бизнеса знают как руководители бизнеса, так и руководители ИТ-службы. Однако на практике попытки директоров компании увеличить выгоды от использования ИТ и контролировать работу ИТ-службы часто заканчиваются ничем. Сотрудники ИТ говорят, что они и так работают по десять часов в день (и это правда). А попытки руководителей бизнеса за несколько минут или часов понять и улучшить работу технических и программных средств ничем хорошим тоже не заканчиваются. Это как своими силами быстро победить всех «агентов Смитов» из фильма «Матрица», или хотя бы понять, как работает сама матрица.

    Также усугубляет противоречия между руководителями компании и сотрудниками ИТ то, что интересы у бизнес-менеджеров и руководителей ИТ-службы весьма разные (см. врезку):

    Бизнес-менеджеры (собственники) хотели бы за счет использования ИТ:

    1. Увеличить доходы бизнеса;
    2. Сократить затраты бизнеса;
    3. Улучшить контроль бизнеса;
    4. Удовлетворить личные амбиции;
    5. Получить новые возможности для бизнеса.

    (по данным опроса слушателей программы МВА, центр «Президент», 2012-2016 годы)

    Но руководители ИТ-служб хотели бы совсем других вещей:

    1. Повышения своих доходов, карьерного роста;
    2. ИТ, устраивающие руководство и ключевых пользователей;
    3. Современных ИТ-решений, адекватного финансирования проектов по ИТ;
    4. Стабильной работы ИТ;
    5. Контроля над сотрудниками ИТ.

    (по данным опроса ИТ-менеджеров, учившихся в рамках программ МВА по ИТ, в МИРБИС и Академии АйТи, в 2012-2016 г.г.)

    В результате часто получается, что собственники предприятий или генеральные директора выделяют деньги на ИТ только после того, когда уже случилось что то нехорошее: например, весь центральный офис полдня не работал из-за обрыва линии связи до центра обработки данных, без которого, как с удивлением узнает гендиректор, его компания работать не может.

    ИТ, с точки зрения гендиректора, это принтер, печатающий деньги или шредер, уничтожающий их

    В рамках обучения бизнес-менеджеров о том, что они могут получить от ИТ, я требую от них разработать кусочек по ИТ для бизнес-стратегии их компании. После многочисленных итераций выяснилось, что наибольшей практический эффект бизнес-менеджерам дает разработка требований бизнеса к ИТ и соответствующих им проектов по ИТ.

    Оказалось, что большинство российских бизнес-менеджеров, в том числе, генеральные директора, затрудняются сформулировать не только непротиворечивый набор требований к ИТ для своей компании, но и просто перечислить цели своего бизнеса, кроме «получения прибыли». Однако, если предлагать выбрать из типовых целей бизнеса и требований бизнеса к ИТ то, что сейчас уместно для их компаний, то многие бизнес-руководители вполне могли это сделать. Хотя генеральные директора часто недооценивают роль ИТ и не хотели бы сами заниматься планированием и управлением ИТ.

    После анализа более сотни компаний, в основном, средних по размеру, выяснилось, что типовых требований к бизнесу немного, и их можно поделить по четырем большим направлениям:

    а) увеличение выгод бизнеса от использования ИТ, то есть ИТ поддержка целей бизнеса (например, повышение доходов, сокращение затрат, повышение управляемости бизнеса и т.д.);

    б) уменьшение рисков ИТ. Интересно, что большинство современных компаний без работы ИТ совсем не может функционировать. Производственные процессы сейчас тоже управляются с использованием информационных технологий, например, компьютерной систем по автоматизации непрерывной выплавки стали. Также компьютеры управляют и производством много чего еще, например, заводов по производству азотной кислоты в Краснодарском крае. Страшно даже подумать, что произойдет там при неверной работе ИТ. А вот без маркетинга, продаж и даже производства многие предприятия могут работать много дней. Соответственно для многих гендиректоров важной задачей является снижение рисков, связанных с работой ИТ (например, неработоспособность информационных систем, связи, принтеров, потери данных и т.д.);

    в) оптимизация затрат на ИТ: именно оптимизация, а не «сокращение». Во времена подъема экономики, проанализировав возможности ИТ для своей компании, большинство учившихся у меня директоров, приходило к выводу о целесообразности увеличения затрат на ИТ. Однако, во время кризисов (как 2015-2016, так и 2008 года) ситуация менялась, многие генеральные директора сокращали затраты на бизнес (и на ИТ) на 5-10%;

    г) улучшение контроля и планирования ИТ: большинство руководителей компаний не жаждут самостоятельно разбираться в работе ИТ, однако хотели бы быть уверены, что выгоды от ИТ существенно превышают затраты. Если генеральный директор будет уверен, что каждый рубль затрат на ИТ через год принесет полтора (а лучше два) рубля увеличения прибыли бизнеса, то затраты на ИТ могут быть многократно увеличены. Проблема, однако, в том, что большинство проектов по ИТ за год, а порой и за два, не окупается.

    Методов, позволяющих оценить эффективность вложений в ИТ вроде бы много, но все они трудоемкие и их результаты могут вызывать большие сомнения. А самое главное — для успеха проектов по внедрению информационных систем требуются очень существенные затраты со стороны бизнеса на реорганизацию бизнес-процессов, что для многих руководителей компаний до сих пор является неожиданностью.


    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2019 www.info-strategy.ru