ИТ-стратегия
ИТ-стратегия и цифровая трансформация бизнеса
  • 3 варианта разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • стратегия цифровой трансформации бизнеса
  • оптимизация элементов ИТ, подстройка ИТ под требования бизнеса
  • Обучение с разработкой: ИТ-стратегии на 15 слайдов (с 1 марта по 15 апреля); стратегии цифровой трансформации бизнеса (с 1 марта по 29 апреля)

    Разделы сайта








    Новости
    • С 1 марта 2021 пройдет обучение через Интернет по курсам "ИТ-стратегия" и "Цифровая трансформация бизнеса" далее
    • 28 октября 2020 пройдет форум ITFin Russia 2020 Александр Михайлов выступает с докладом "Стратегии цифровой трансформации бизнеса: что в нее стоит включить, отличия от ИТ-стратегии, кому лучше ее разрабатывать". далее
    • 26 октября 2020 На портале ИТ-директоров России GlobalCIO вышла новая дискуссия «Стратегия цифровой трансформации бизнеса. Что может сделать ИТ-директор?». далее
    Все новости

    Семь подходов к улучшению эффективности ИТ: как выбрать свой путь между Google и полной стерилизацией ИТ

    А.Михайлов, MBA

    Пожалуй, большинство российских и зарубежных ИТ служб не имеет четких концепций или стратегий развития ИТ. Справедливости ради, надо уточнить, что в голове большинства ИТ менеджеров мысли по этому поводу конечно есть. ИТ бюджеты на следующий год составляются во многих компаниях. Однако это компенсируется тем, что сколько менеджеров, столько и видений, как надо развивать ИТ. Опыт консалтинга по разработке ИТ стратегий показывает, что при попытке согласовать эти видения, может выясниться, что уж слишком они разные, а некоторые из них могут нанести серьезный ущерб основному бизнесу.

    Даже если какие то концепции или стратегии оформлены в виде документа и согласованы с другими подразделениями, при наступлении кризиса разумной их корректировки может не произойти. Например, во время кризиса 2008-2009 годов многим ИТ службам просто подрезали бюджет на 20-50%, кому в связи с уменьшением масштаба бизнеса, а кому и просто на всякий случай. Во многих ИТ службах наблюдалась картина, когда сотрудников ИТ, ранее занимавшихся развитием, нечем было занять. Кого то из них увольняли, кто то маялся без интересных для них задач.

    Постфактум, можно сказать, что во время сокращения основного бизнеса, можно было бы оптимизировать работу самой ИТ службы, например, улучшив ИТ процессы. Во многих компаниях этого не произошло, время было потеряно. Кроме того, ряду ИТ служб сразу после его завершения кризиса пришлось отказаться от тех временных решений, которые были приняты из-за существенного сокращения затрат на ИТ во время спада экономики.

    Периодические этапы роста и сокращения бизнеса, а также изменения его направлений, отнюдь не являются российской спецификой. С точки зрения лучших международных практик, каждая ИТ  служба [, в различное время] может развиваться в различных направлениях:

    — предоставление новых возможностей для бизнеса

    — повышение удовлетворенности пользователей ИТ

    — повышение внутренней эффективности работы ИТ

    — сокращение затрат на ИТ

    Рассмотрим, наконец то , какие же варианты повышения эффективности ИТ можно предложить, от расширения до всемирного масштаба и до стерилизации ИТ.

    Пожалуй, можно выделить четыре различных направлений повышения эффективности ИТ

    1. Предоставление новых возможностей для бизнеса (идеал – Google, Amazon).

    2. Повышение удовлетворенности пользователей ИТ.

    3. Повышение внутренней эффективности работы ИТ

    4. Сокращение затрат на ИТ: идеальный для этого подхода вариант — полное сокращение затрат, т.е. «стерилизация ИТ» — ликвидация всех компьютеров и увольнение всех сотрудников ИТ службы.

    Конечно, в реальной жизни, приходится бежать сразу во многих направлениях. Рассмотрим еще несколько вариантов повышения эффективности ИТ являются комбинацией перечисленных выше четырех направлений:

    5. Поддержка быстрого роста бизнеса: приоритетны все направления, кроме сокращения затрат на ИТ

    6. Поведение во время сокращения бизнеса.
    Тут можно выделить два варианта

    • Как это обычно бывает – «неэлегантное» сокращение затрат.
      Ориентация на сокращение затрат на ИТ (как впрочем и на все остальные направления), за счет отказа от предоставления новых возможностей для бизнеса и снижения удовлетворенности пользователей. Повышение внутренней эффективности работы ИТ службы не всегда является приоритетом
    • Элегантное сокращение затрат на ИТ во время кризиса.
      Ориентация на повышение внутренней эффективности работы ИТ. За счет этого можно достичь сокращения затрат на ИТ, которое не приведет к тому, что после кризиса многие решения надо будет переделывать, а также пытаться догнать конкурентов. Данный вариант может предполагать снижение затрат за счет согласованного уменьшения затрат на поддержку пользователей, приложений и инфраструктуры ИТ. Существенное снижение затрат также может быть достигнуто за счет отказа от новых проектов. желательно, чтобы это потом не повлекло к отставанию от конкурентов.

    7. Внедрение стратегического управления ИТ: осмысленный выбор направлений развития ИТ, разработка ИТ стратегии или хотя бы плана согласованных между собой проектов по ИТ.
    Самое главное здесь не одноразовая работа, результаты которой потом будут пылиться на полке, а регулярные корректировки плана проектов по ИТ.
    Корректировки целесообразно делать раз в квартал, а самое главное – при изменении стратегии компании и при наступлении кризисов.
    Собственно, с точки зрения бизнеса, это называется стратегическое управление. Такие подходы давно используют международные компании, а сейчас и некоторые российские компании.


    Другая информация по ИТ-стратегии: 


    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2021 www.info-strategy.ru