Корпоративное обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии). Стратегические сессии  по ИТ-стратегии

1.3. Выгоды от ИТ стратегии

Ожидания генерального директора (или собственника компании) от ИТ стратегии весьма сильно отличаются. Для них ИТ – только одно из направлений бизнеса, на которое уходят деньги, а выгоды часто сложно измерить. Вот основные ожидания генерального директора:

  1. Повышение выгод бизнеса от использования ИТ
  2. Снижение затрат на ИТ
  3. Повышение прозрачности работы ИТ службы

Пример выгод от ИТ стратегии

«Разработанная во время обучения ИТ стратегия позволила получить на ИТ дополнительные 12 миллионов рублей на 2012-2015 годы (гендиректором подписана программа «Модернизации инфраструктуры ИТ»)».

Ценев В.А.  г.Тамбов, ОАО «Пигмент», нач. АСУ

ИТ директор, как руководитель одного из предприятий, как правило, работает по контракту и в распределении прибыли не участвует. Его выгоды от ИТ стратегии совсем другие:

  1. Обоснование направлений развития ИТ
  2. Обоснование ИТ бюджета
  3. Согласование ИТ с бизнесом
  4. Контроль ИТ службы
  5. Повышение эффективности и управляемости сотрудников ИТ службы
  6. Карьерный рост
  7. Удовлетворение личных амбиций

Далее в основном рассмотрены выгоды для ИТ-руководителей. Для своей средней компании вы вряд ли сами напишите сотни страниц по тому, как развивать ИТ, да и руководство крайне удивится на что вы потратили несколько месяцев рабочего времени, что вы каким-то образом разработали несколько толстых томов, также тем, что эти тома им вроде как надо бы прочитать. Скорее всего, от вас ждут несколько страничек текста или небольшую презентацию с обоснованием, что ИТ даст бизнесу в следующем году и сколько вы на это хотите денег.

Но, с другой стороны, для хоть какого-то обоснования развития ИТ на год нужно минимум 10-20 страниц текста или слайдов, которые вы сможете подготовить и скорректировать сами.

И совсем другой вариант ИТ стратегии – страниц 300, разработанных крупной консалтинговой компанией.

Автор участвовал в подобном проекте по разработке подробной ИТ стратегии для одной из крупнейших российских компаний. Разработали стратегию, все замечательно, но потом на этом предприятии сменилось руководство, в том числе ИТ. Пришел новый ИТ руководитель, у него спрашивают, как ИТ стратегия выполняется? А он говорит: «Да что-то там на полке лежит, во-первых, она неактуальна, потому что прошло уже больше года, не совсем под меня это написано». Был один руководитель, у него были одни мысли, соответственно, они были развиты на 300 страниц, а потом пришел другой, у него другой подход. Получается, что стратегии сильно зависят от конкретных людей.

Также ИТ директорам и их штатным сотрудникам обычно совершенно нереально самостоятельно обновлять стратегии на 300 страниц. Есть еще один субъективный фактор: если за рубежом стратегия бизнеса зависит от руководителей бизнеса  не так сильно, то в России связь очень сильная. То есть приходит новый руководитель — и вся бизнес-стратегия сильно меняется. И ИТ стратегия, соответственно, тоже должна измениться.

Если вернуться к типовым вариантам ИТ стратегий, то по их объему (можно измерить в страницах текста или слайдов презентации) можно выделить три варианта. Один вариант – огромный «талмуд» от международной компании, другой – самостоятельная разработка, и третий – некоторый такой промежуточный.

К сожалению, часто получается, что ИТ-руководитель, если он увеличит выгоды от ИТ, для себя лично никаких финансовых выгод может не получить. При снижении затрат на ИТ тоже одни дополнительные проблемы для сотрудников ИТ. Повышение прозрачности работы ИТ, если такого же не произойдет в других подразделениях, тоже, скорее всего, приведет только к ожиданию дальнейших сокращений затрат на ИТ. В любом случае финансовые выгоды получат собственники бизнеса, возможно совместно с гендиректором.

Потребности в ИТ стратегиях зависят от размеров предприятия:

  • Крупные предприятия. У таких предприятий, особенно из сотни крупнейших в России, есть стратегии бизнеса. Многие из них уже заказывали разработку ИТ стратегий. Но, в результате политических интриг, а также при смене CIO ( что случается нередко), предыдущая ИТ стратегия может стать неактуальной, а тратить ресурсы на разработку новой уже никому не хочется.
  • Средние предприятия. Интерес к ИТ стратегиям есть, но ста тысяч долларов, требуемых на разработку ИТ стратегии международными компаниями, у них нет. Некоторые ИТ руководители средних компаний, проходя обучение в бизнес-школах, там же и разрабатывают несложные ИТ стратегии для своей компании.
  • Малые предприятия. Интереса у руководителей ИТ департаментов и бизнеса к ИТ стратегиям скорее нет, сильной потребности в них тоже может не быть, а стоимость работы внешних консультантов для них достаточно велика (в сравнении с доходами бизнеса).
Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг