Корпоративное обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии). Стратегические сессии  по ИТ-стратегии

2.3. «Средняя» ИТ стратегия

Многие мои знакомые ИТ руководители говорили, что 15 слайдов по ИТ стратегии для их компании как то несолидно, но и 200 страниц текста + 3 месяца + 100 тыс.$ на разработку тоже как то неуместно. Т.е. им хотелось бы некоторую среднюю ИТ стратегию, на 30-90 страниц текста + 30 слайдов для руководства. При этом они хотели бы, чтобы профессионалы разработали им стратегию, но обновлять ее потом своими силами.

Т.е. «Средняя» ИТ стратегия: некоторый промежуточный вариант документа на 30-60 страниц текста и/или слайдов. При этом целесообразно участие консультантов в разработке ИТ стратегии. Обновления ИТ стратегии можно пробовать делать силами сотрудников своей ИТ службы под руководством ИТ директора. Однако, контроль качества доработок лучше оставить за внешними консультантами.

На взгляд автора, для подготовки всего лишь раза в два более детальной ИТ стратегии, чем простая ИТ стратегия на 15 слайдов, требуется больше, чем в два раза усилий. Календарного времени, к сожалению, тоже нужно в 3-4 раза больше.

Средняя по объему ИТ стратегия должна включать 30-60 слайдов и/или страниц текста.  Для ее разработки потребуется 1-2 месяца работы квалифицированных консультантов, лучше с участием ИТ директоров.

В ИТ стратегии на 15 слайдов делается попытка за минимальное время структурировать уже имеющиеся у ИТ директора планы и его значение текущего состояния ИТ. То, что получается после этого, тоже можно назвать стратегией, т.к. планируется план проектов по переходу к желаемому через 1-2-3 года будущему. Если до этого никаких ИТ стратегий не было, то 15 слайдов – это существенный шаг к улучшению управления ИТ.

Однако, в простой ИТ стратегии есть ряд серьезных недостатков:

1. Неглубокий уровень проработок (как анализа недостатков, так и разработки требуемого через 1-2-3 года состояния ИТ, а также плана проектов по ИТ)

2. Вряд ли серьезно обсуждаются варианты развития ИТ (если они вообще рассматриваются)

3. Не очень то учитывается лучший международный опыт и тенденции развития ИТ (все таки ИТ директоры не эксперты по всем областям ИТ)

Ну и так далее. Понятно, что за ограниченное время (в лучшем случае полных дней десять, а то и меньше) вряд ли можно глубоко что то продумать, рассмотреть варианты, их комбинации и возможные последствия.

В практике автора был случай, когда на презентации ИТ-стратегии, где я выступал в роли внешнего консультанта, руководство банка приняло решение увеличить ИТ-бюджет в два раза. На презентации мы показали буквально 15 слайдов, на которых было три сценария развития ИТ. В каждом сценарии были представлены выгоды для бизнеса и затраты на ИТ. Главный местный ИТ-шник не верил в возможность увеличения затрат, потому что до этого его урезали достаточно жестко. В два раза увеличить пообещали устно, но, по факту в полтора раза действительно увеличили. Это тоже уже неплохо.

“Средняя” ИТ стратегия ближе к классическому пониманию стратегии, т.е. предполагает как приличный объем работ (несколько месяцев), так и команду квалифицированных экспертов, а также результаты в виде бумажного отчета, который не стыдно показать совету директоров.

Вот, на взгляд автора, отличительные особенности “средней” ИТ стратегии:

1. Более глубокая проработка ИТ стратегии за счет больших ресурсов (с полсотни человеко-дней) и большего календарного времени: несколько месяцев.

Выделение трех этапов работ, каждый их которых обсуждается и принимается:

  • анализ текущего состояния ИТ
  • разработка требуемого состояния ИТ
  • планирование проектов по ИТ

2. Обсуждение и выбор вариантов развития ИТ

3. Учет лучшего международного опыта разработки ИТ стратегий и трендов развития ИТ. Этого можно достичь за счет привлечения квалифицированных консультантов, имеющих успешный опыт разработки ИТ стратегий.

Вот как может выглядеть структура “средней” ИТ стратегии:

Рис. 5.   Форма средней ИТ стратегии

Текстовой документ (собственно,   оглавление «средней» ИТ стратегии, 40-70 страниц текста или слайдов): Резюме1.   Требования бизнеса к ИТ1.1. Цели бизнеса и основные проекты1.2. Требования бизнеса к ИТ2.   Текущее состояние ИТ2.1. ИТ сервисы (или приложения)2.2. Инфраструктура ИТ

2.3. Управление ИТ

3.   Требуемое состояние ИТ

3.1. Видение, миссия, цели ИТ

3.2. ИТ сервисы (приложения)

3.3. Инфраструктура ИТ

3.4. Управление ИТ (ИТ служба)

4.   Основные проекты по ИТ

4.1. Сравнение проектов

4.2. План проектов

4.3. Описание основных проектов

5.   Бюджет ИТ

6. Пересмотр ИТ   стратегии

 

Презентации по каждому этапу:

  • Анализ текущего состояния ИТ
  • Разработка требуемого состояние ИТ
  • Планирование проектов по ИТ

Например, автор, для разработки целей ИТ рассматривает целый ряд исходных данных, на реальных проектах это с трудом помещается на пять страниц А3.

Рассматриваются входы и выходы каждой из элементов ИТ стратегии. Вот как выглядят входы и выходы по одному из блоков, целям ИТ:

Рис. 6. Цели ИТ, исходные данные и требования к элементам ИТ

Каждый из входов и выходов разворачивается на 7-15 пунктов. Также надо указать связи между всеми пунктами.

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг