Стратегические сессии и корпоративное обучение. (с параллельной разработкой основы стратегии)

Разработка Технического задания для ИТ-проектов

Техническое задание (ТЗ) для ИТ-проекта — это ключевой документ, в котором должны быть представлены требования к проекту, а также ожидаемые выгоды, затраты, риски, а также требуемый для выполнения проекта персонал. ТЗ является основой для успешного выполнения проекта.

ТЗ для ИТ-проектов в существенной мере содержит такие же разделы, как и ТЗ для проектов не только по ИТ (и для таких проектов часто используется методология PMBOK[1]). Для ИТ-проектов по разработке ПО на базе «гибких» технологий, в том числе Agile, могут быть использованы свои подходы[2].

Для разработки Технического задания, особенно для больших государственных ИТ-проектов, используются ГОСТы:

  • ГОСТ 34.602-2020 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы».
    Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС), предназначенные для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследования и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает требования к составу, содержанию, правилам оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) автоматизированной системы»[3];
  • ГОСТ 19.201-78 «Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению».
    Настоящий стандарт устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения[4].

ТЗ для ИТ-проектов включает все разделы, как и для обычных проектов, а также несколько специфичных для ИТ разделов (например, информатизируемые бизнес-процессы):

Табл. 1. Техническое задание (ТЗ) для ИТ-проекта: основные разделы

Основные разделы ТЗ

Описание


1. Цели и задачи. Требования к информатизации

  • Цели проекта: указываются ключевые цели, которых планируется достичь (например, ускорение процессов, сокращение затрат, получение новых заказов).

  • Работы (задачи) проекта: конкретные шаги для достижения целей (например, внедрение информационной системы, тестирование, эксплуатация).

  • Требования к информатизации (если это уместно): определяются функциональные и нефункциональные требования к системе, такие как производительность, масштабируемость, безопасность и др.

2. Команда проекта



  • Состав команды проекта: руководитель проекта, разработчики, аналитики, тестировщики, специалисты по эксплуатации.

  • Роли и обязанности каждого участника проекта.

  • Организационная структура команды.

3. Методология выполнения проекта

  • Выбранная методология внедрения (разработки) ПО: последовательная (водопадная) модель, итеративная модель, гибкая модель или гибридные подходы.
  • Описание этапов проекта, таких как сбор требований, проектирование, разработка, тестирование и внедрение.
  • Способы управления изменениями.

4. Календарный план

  • График выполнения основных этапов и работ проекта.
  • Указание контрольных точек.
  • Планируемые сроки завершения каждого этапа.

5. Риски. Меры по их снижению

  • Перечень потенциальных рисков: задержки, нехватка ресурсов, технические сбои и др.
  • Методы снижения рисков: резервирование бюджета, обучение команды, тестирование на ранних этапах.
  • План управления рисками.

76 Мониторинг и контроль проекта, KPI

  • Способы мониторинга: регулярные встречи и отчеты.
  • Ключевые показатели эффективности (KPI): сроки выполнения проекта, соответствие бюджету и т.д..
  • Механизмы контроля: тестирования, аудит.

Ниже рассмотрено описание основных разделов Технического задания:

1. Цели и задачи. Требования к информатизации. В этом разделе описываются цели, которых проект должен достичь, например, сокращение временных затрат, повышение эффективности процессов или улучшение качества обслуживания клиентов. Работы проекта детализируют шаги, которые будут предприняты для достижения этих целей, включая внедрение новой информационной системы, ее тестирование и запуск в эксплуатацию.

Требования к информатизации определяют, какие именно процессы нужно информатизировать. Это требование применимо для проектов по внедрению информационных систем и может являться необязательным для ряда ИТ-проектов по поставке технических средств, консалтингу, обучения и др.;

2. Команда проекта. В этом разделе указывается состав команды, которая будет работать над проектом, включая роли и обязанности каждого члена. Это помогает четко распределить задачи и ответственность, что важно для эффективного выполнения проекта. Также описывается организационная структура команды и взаимодействие между участниками;

3. Методология выполнения проекта. Выбор методологии выполнения проекта (последовательная (водопадная) модель, итеративная модель, гибкая модель или гибридные подходы) определяет, как будет организован процесс разработки. Методология должна подходить под специфику проекта и позволять гибко реагировать на изменения. Описание этапов работы, таких как сбор требований, проектирование, разработка, тестирование и внедрение, помогает четко понимать, какие задачи предстоит выполнить на каждом этапе;

4. Календарный план. Календарный план проекта содержит график выполнения работ, сроки и контрольные точки. Это помогает держать проект в пределах установленных временных рамок и своевременно обнаружить отклонения от запланированных сроков. Контрольные точки (milestones) — это моменты, когда проверяется выполнение ключевых этапов и корректируется план выполнения проекта;

5. Риски. Меры по их снижению. Любой проект несет в себе определенные риски. В этом разделе необходимо указать потенциальные риски, которые могут возникнуть в процессе выполнения проекта, а также меры по их снижению (точнее план управление рисками, снижение рисков является лишь одним из вариантов). Например, задержки в поставках, нехватка ресурсов или технические сбои. Разработка плана управления рисками поможет минимизировать возможные проблемы и уберечь проект от срыва;

6. Мониторинг и контроль проекта, KPI. Для успешной реализации проекта важно регулярно отслеживать его выполнение с помощью различных механизмов мониторинга, таких как регулярные встречи и отчеты. В этом разделе также устанавливаются ключевые показатели эффективности (KPI), которые оценивают успешность проекта, такие как соблюдение сроков, бюджета и других критериев.

Техническое задание — это важнейший документ, который служит основой для успешной реализации ИТ-проекта. Включение всех необходимых разделов ТЗ помогает точно определить цели, задачи и требования, а также организовать работу команды, планирование сроков и управление рисками. Тщательная проработка каждого раздела ТЗ способствует достижению максимальной эффективности на всех этапах разработки и реализации ИТ-проекта.

Этапы разработки технического задания для ИТ-проекта

Разработка технического задания — это итеративный процесс, который включает несколько этапов:

Табл. . Техническое задание для ИТ-проекта: этапы разработки ТЗ

Этапы разработки ТЗ

Описание

1. Сбор требований

  • Взаимодействие с заказчиками, пользователями и разработчиками ПО
  • Проведение интервью и опросов пользователей
  • Выявление функциональных и нефункциональных требований

2. Анализ требований

  • Выявление противоречий и дублирования в собранных требованиях
  • Приоритизация наиболее важных требований
  • Классификация требований (функциональные и нефункциональные)

3. Формулирование ТЗ

  • Составление документа с четким изложением всех требований
  • Описание функциональности и архитектуры системы
  • Обеспечение понятности документа для всех участников проекта

4. Обсуждение и утверждение

  • Совместное обсуждение ТЗ с заказчиками и другими заинтересованными сторонами
  • Выявление дополнительных требований или уточнений
  • Окончательное утверждение документа

5. Обновление и поддержка

  • Регулярное обновление ТЗ в случае изменения требований или появления новых технологий
  • Внесение корректировок для поддержания актуальности
  • Поддержание единообразного понимания проекта в процессе разработки

Основные этапы разработки ТЗ:

1. Сбор требований. Сбор требований — это первый этап в разработке ТЗ, на котором важным аспектом является взаимодействие с заинтересованными в проекте сторонами, в первую очередь, с заказчиками проекта и пользователями разрабатываемого программного обеспечения. На этом этапе необходимо понять их потребности и ожидания от разрабатываемого (внедряемого) ПО. Этот процесс включает в себя проведение интервью и опросов, чтобы точно выявить функциональные и нефункциональные требования к ПО. Чем более детально будут собраны требования, тем проще будет на последующих этапах работы;

2. Анализ требований. После того как все требования собраны, важно провести их анализ. Это этап, на котором выявляются противоречия и дублирования в требованиях, а также нужно провести приоритизацию требования, чтобы выявить наиболее важные из них. Важно также составить список требований по категориям: функциональные (что система должна делать) и нефункциональные (в том числе производительность, безопасность, доступность). Это поможет выделить основные работы по проекту и понять, какие из них могут повлиять на успешную реализацию проекта;

3. Формулирование ТЗ. После того как требования проанализированы, можно приступать к формулированию самого Технического задания. На этом этапе составляется документ, в котором точно, подробно, понятно изложены все требования к системе, её функциональности и архитектуре. ТЗ должно быть понятным для всех участников проекта: заказчиков, разработчиков, тестировщиков и других заинтересованных сторон;

4. Обсуждение и утверждение. После составления ТЗ его необходимо обсудить с заказчиком и другими заинтересованными сторонами. Этот этап нужен для того, чтобы все требования были учтены, а документ соответствовал ожиданиям заказчика. Обсуждения могут выявить дополнительные требования или уточнения, которые могут повлиять на конечный результат. Только после утверждения ТЗ можно переходить к следующим этапам его разработки;

5. Обновление и поддержка. В процессе разработки ИТ-проекта Техническое задание может потребовать корректировок. Это может происходить из-за изменения требований, появления новых ИТ-технологий или другим причинам. Важно, чтобы ТЗ оставалось актуальным и отражало все изменения, происходящие в проекте. Для этого следует регулярно обновлять документ, внося в него необходимые корректировки, что позволит избежать недоразумений в процессе разработки и тестирования системы.

ТЗ определяет требования к разрабатываемому (внедряемому) ПО, его функциональности и помогает спланировать все этапы разработки и реализации проекта. Процесс разработки ТЗ включает несколько ключевых этапов, каждый из которых требует тщательной работы с заинтересованными сторонами, анализа и корректировки требований, а также обсуждения и утверждения документа. Важно помнить, что ТЗ должно быть актуальным на всех этапах проекта, поэтому поддержка и обновление документа являются необходимыми для успешной реализации проекта. По практическому опыту участия в нескольких сотен проектах по ИТ, неверно разработанное ТЗ (или его полное отсутствие) – одна из наиболее типовых причин неуспеха проектов по ИТ.

  1. Руководство к своду знаний по управлению проектами. Руководство PMBOK, 6-е изд., — М.: Олимп-Бизнес, 2020. — 974 с.

  2. Аgile. Практическое руководство. Project Management Institute, Inc., (PMI)— М. : Олимп-Бизнес, 2019. — 182 с.

  3. ГОСТ 34.602-2020 «Информационные технологии. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы» (введен в действие Приказом Росстандарта от 19.11.2021 N 1522-ст). М.: Стандартинформ, 2022.

  4. ГОСТ 19.201-78 «Единая система программной документации. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению». (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 18.12.1978 N 3351) (ред. от 01.06.1981). М.: Стандартинформ, 2010.


Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг