ИТ-стратегия
Разработка ИТ-стратегии и улучшение управления ИТ
  • 3 варианта разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • оптимизация элементов ИТ, подстройка ИТ под требования бизнеса
  • стратегия цифровой трансформации бизнеса
  • Обучение с разработкой: ИТ-стратегии (с 4 марта); стратегии цифровой трансформации бизнеса (с 25 февраля)

    Разделы сайта








    Новости
    • с 4 марта по 30 апреля 2019 пройдет обучение через Интернет по курсу "Цифровая трансформация бизнеса" далее
    • с 4 марта по 23 апреля 2019 пройдет обучение через Интернет по курсу "ИТ-стратегия" далее
    • Декабрь 2018 проведены вебинары по теме "Цифровая трансформация бизнеса" далее
    Все новости

    Цифровая трансформация бизнеса

    Под цифровой трансформацией бизнеса обычно понимают внедрение новых технологий, которые позволят существенно улучшить бизнес-процессы компании. При этом ИТ-менеджеры считают, что реинжинирингом бизнес-процессов будут заниматься представители бизнеса. А бизнес-руководство считает, что сотрудники ИТ внедрят новейшие ИТ-технологии, которые сами улучшат доходы бизнеса, сократят затраты и снизят риски.

    Цифровая трансформация бизнеса уместна, если надо:

    • надо очень сильно, в несколько раз, увеличить выгоды бизнеса от использования ИТ;
    • есть и деньги, и время, и желание бизнес-руководства заниматься реинжинирингом бизнес-процессов, создав до этого еще и единую цифровую ИТ-платформу (как минимум, логически единые данные по вашей компании).


    Основные разделы цифровой трансформации бизнеса

    Цифровая трансформация бизнеса: что это такое?

    Общепринятых определений, что такое цифровая трансформация бизнеса, нет. Есть разные точки зрения на это, сильно зависящие от того, кто отвечает на этот вопрос (см. рисунок):

    Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят гендиректора российских компаний:

    • Существенное увеличение выгод, которые информационные технологии дают бизнесу при неповышении рисков ИТ;
    • В некоторых случаях есть понимание, что за ИТ придется платить в несколько раз больше, но почти все гендиректора пытаются прикинуться «валенками» и попробовать провести цифровую трансформацию бизнеса без увеличения затрат на ИТ.

    Конкретные ИТ-технологии, которые гендиректора российских компаний, обычно ассоциируют с цифровой трансформацией бизнеса:

    1. Продажи через Интернет
    2. Омниканальность (работа с заказчиками через разные каналы)
    3. Мобильный доступ к корпоративным информационным системам
    4. Настройка производства под конкретные заказы
    5. Анализ и прогноз поведения заказчиков
    6. Цифровое проектирование и моделирование
    7. Социальные сети: продажи и работа с претензиями
    8. Автоматизация управления логистикой
    9. 3D-печать
    10. Блокчейн

    Рис.  Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят гендиректора российских компаний?

    ИТ-руководители хотят и далее продолжать внедрение новых ИТ-технологий, считая что цифровая трансформация бизнеса — это задача бизнес-менеджеров по реинжинирингу бизнес-процессов на базе ИТ-технологий (особенно новых).

    Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят руководители ИТ-служб российских компаний:

    1. «Облачные вычисления»
    2. Виртуальная инфраструктура ИТ
    3. Мобильный доступ
    4. Удаленные рабочие места
    5. SaaS, PaaS, IaaS
    6. Анализ больших данных
    7. Омниканальность
    8. Реинжиниринг бизнес-процессов
    9. Автоматизация службы поддержки клиентов компании
    10. Майнинг криптовалют

    Рис. Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят ИТ-директора российских компаний

    Продавцы хотят выгодно продать что то сейчас, ну или через полгода.

    Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят продавцы ИТ-компаний в России::

    1. «Облачные вычисления»
    2. Внедрение продуктов SAP
    3. Внедрение продуктов IBM
    4. Внедрение продуктов Oracle
    5. Анализ больших данных
    6. ЦОД
    7. Виртуальная инфраструктура ИТ
    8. Интернет вещей
    9. Искусственный интеллект
    10. Shares Service Center

    Рис. Цифровая трансформация бизнеса: как ее видят продавцы ИТ-компаний

    Новые компьютерные технологии часто оказываются старыми разработками, но под новой рекламной оболочкой (см. рисунок):

    Рис. Новые компьютерные технологии часто оказываются старыми разработками, но под новой рекламной оболочкой

    Проблемы, возникающие при цифровой трансформации бизнеса:

    1. Нереально выполнить требования многих российских гендиректоров (быстро, качественно, бесплатно, с нулевыми рисками, а также не меняя бизнес процессов (и не задействуя сотрудников бизнес-подразделений);
    2. Нереально выполнить требования многих российских гендиректоров (быстро, качественно, бесплатно, с нулевыми рисками, а также не меняя бизнес процессов (и не задействуя сотрудников бизнес-подразделений);
    3. Продавцы ИТ-компаний просто хотят что-то продать, не заботясь о результатах внедрения.


    Этапы эволюции ИТ до цифровой трансформации бизнеса

    На мой взгляд можно выделить следующие этапы зависимости бизнеса от ИТ:

    1. до 1965 года: бизнес вообще не зависел от ИТ, разве что бумагу и счеты за ИТ считать;
    2. с 1965 года: ИТ отрабатывают требования бизнеса к ИТ. Решения по улучшению ИТ: отдельные методы улучшения отдельных элементов. Эффективность +5+10% выгод от ИТ;
    3. с 2000 года: ИТ обрабатывают требования бизнеса и дают новые возможности бизнесу. Решения: ИТ-стратегия. Выгоды +10+20%;
    4. с 2015 года: ИТ радикально трансформируют бизнес. Решения: цифровая трансформация бизнеса, +30+50% увеличения выгод от ИТ.

    Улучшение отдельных элементов ИТ, ИТ-стратегия, цифровая трансформация бизнеса: что уместно для вашей компании:

    Улучшение отдельных элементов ИТ, ИТ-стратегия, цифровая трансформация бизнеса: что уместно для вашей компании см. в Табл. 1:

    Табл. 1. Улучшение отдельных элементов ИТ, ИТ-стратегия, цифровая трансформация бизнеса: что уместно для вашей компании

    N

    Роль ИТ

    Увеличе-ние выгод от ИТ

    Решения

    Время на планирование / выполнение

    Риски неуспеха планирования / внедрения

    1

    Базовые технические средства и программные средства

    Покупки компьютеров

    1 день

    / 1-5 дней

    5-10%

    / 10-15%

    2

    ИТ выполняет требования бизнеса

    низкие

    (+5+10%)

    Методики улучшения отдельных элементов ИТ, например, улучшения выбора проектов по ИТ.

    Методики настройки ИТ под требования бизнеса.

    1-3 месяца

    / 1-6 месяцев

    20-30%

    / 20-30%

    3

    ИТ выполняет требо-вания бизнеса и дает новые возможности для бизнеса

    средние

    (+10+20%)

    ИТ-стратегия (комплексное планирование всех элементов ИТ на 1-3 года)

    2-4 месяца

    / 1-3 года

    30-40%

    / 30-50%

    4

    Единая цифровая платформа бизнеса

    (+15+30%)

    Единые классификаторы информации; централизованные базы данных, информационные системы, инфраструктура ИТ, управление ИТ

    3-5 месяцев

    / 1-3 года

    30-40%
    / 40-50%

    5

    ИТ реорганизует весь процесс,

    ИТ становится основой бизнеса, его платформой

    высокие

    (+30+50%)

    Цифровая трансформация бизнеса

    (ранее это называлось реинжинирингом бизнеса)

    3-6 месяца

    / 1,5-5 лет

    40-60%

    / 50-80%

    Планирование цифровой трансформации бизнеса

    Работы на этапе 1: Выявление сути бизнеса и перспектив его развития, приоритетов бизнеса, требований бизнеса к ИТ

    1. Выбор целесообразных новых ИТ-технологий. Анализ возможностей новых ИТ-технологий
    2. Анализ текущего состояния ИТ (информационные системы, инфраструктура ИТ, управление ИТ)
    3. Учет размера компании, отрасли, других особенностей
    4. Определение ответственных за цифровую трансформацию бизнеса
    5. Определение рамок проекта по цифровой трансформации бизнеса: время, деньги, люди, методики, элементы ИТ и бизнеса
    6. Разработка стратегии цифровой трансформации бизнеса

    Диаграмма оценки уровней цифровой трансформации направлений бизнеса:


    Пример оценки текущего состояния и определения приоритетов цифровой трансформации направлений бизнеса:
    Типовой выбор гендиректоров выбор ИТ-директоров


    Ответственные за цифровую трансформацию бизнеса

    Табл. 2. Выбор целесообразных [новых] ИТ-технологий

    Основные направления деятельности

    ИТ-технологии

    Итого, стоит внедрять

    уже есть у большинства конкурентов

    есть у некоторых конкурентов

    пока нигде не внедрены

    Продажи

    Маркетинг

    Производство

    Логистика

    Финансы

    Поддержка бизнеса

    ИТ

    Другое

    Оценить внедрения новых ИТ-технологий надо с учетом их выгод, затрат и возможных рисков. К сожалению риски внедрения совсем новых ИТ-технологий могут быть очень велики.

    Табл. 3. Выбор целесообразных ИТ-технологий

    ИТ-технологии

    Применимость в бизнес-процессах

    Возможные выгоды

    Оценки затрат

    Оценки рисков

    Приоритет внедрения

    Определение ответственных за цифровую трансформацию бизнеса рассмотрено на рисунке:


    Вот типовые варианты ответственных за цифровую трансформацию бизнеса (CDO):

    1) На одном уровне с ИТ-директором

    2) Новый руководитель ИТ-директора

    3) Уже имеющийся куратор ИТ от бизнеса

    4) Подчинен ИТ-директору

    5) Новая функция ИТ-директора

    6) Новый комитет (рабочая группа или советник по цифровой трансформации)

    7) Новый ИТ-директор, который займется и цифровой трансформацией

    Типовые варианты ответственных за цифровую трансформацию бизнеса приведены в таблице:

    Табл. 4. Типовые варианты ответственных за цифровую трансформацию бизнеса

    N

    Оргструктура

    Выгоды и недостатки

    для компании

    для ИТ-директора

    0

    специальных ответственных нет

    1.

    на одном уровне с ИТ-директором

    + ускорение цифровой трансформации бизнес-процессов

    — конфликты между ИТ-директором и директо-ром по цифровой трансформации

    + сохранение должности и зарплаты

    — понижение статуса

    2.

    новый руководитель ИТ-директора

    + более быстрая циф-ровая трансформация бизнес-процессов

    — ИТ может вовсе перестать работать

    — увеличение уровней управление

    + возможно уменьше-ние ответственности за внедрение новых инф. систем

    — понижение должности и статуса

    — возможно понижение зарплаты

    3.

    уже имеющийся куратор ИТ от бизнеса

    — небыстрый ход цифровой трансформации бизнес-процессов

    + сохранение старых (и хороших) должности и статуса

    4.

    подчинен ИТ-директору

    + ИТ будет работать без сбоев

    — цифровая трансформация бизнес-процессов вряд ли существенно ускорится

    + сохранение или увеличение статуса и должности

    +- ответственность еще и за цифровую трансформацию

    5.

    новая функция ИТ-директора

    + ИТ будет работать без сбоев

    — цифровая трансформация бизнес-процессов вряд ли существенно ускорится

    + сохранение или увеличение статуса и должности

    +- ответственность еще и за цифровую трансформацию

    6.

    комитет (рабочая группа или советник по цифровой трансформации)

    + ИТ будет работать без сбоев

    + достаточно вероятно, что цифровая трансформация и ускорится

    + сохранение должности и статуса

    — надо еще в одной рабочей группе работать

    7.

    новый ИТ-дирек-тор, который займется и цифровой трансформацией

    + возможно ускорение цифровой трансформа-ции бизнес-процессов

    — ИТ может работать хуже несколько месяцев. Но не факт что потом будет лучше.

    + не надо ругаться с гендиректором, можно выспаться (после увольнения),

    — надо искать новую работу

     

    От ИТ-стратегии к стратегии цифровой трансформации бизнеса

    Возможная структура стратегии цифровой трансформации бизнеса:

    1. Целесообразная цифровая трансформация бизнес-процессов (требования и пожелания со стороны бизнеса)
    2. ИТ-технологии, уместные для цифровой трансформации бизнеса
    3. Инфраструктура ИТ (требуемое через 1-5 лет состояние)
    4. Информационные системы и данные (требуемое через 1-5 лет состояние)
    5. Управление ИТ (требуемое через 1-5 лет состояние)
    6. План проектов по ИТ (на 1 год и 2-5 лет). Бюджет ИТ
    7. Сценарии развития ИТ (альтернативные варианты развития ИТ и цифровой трансформации бизнеса)


    Существенный вопрос, который интересовал подписчиков моего сайта, если стратегия ИТ есть, то, если бизнес требует стратегию цифровой трансформации, что делать. На мой взгляд, нужно с имеющейся ИТ-стратегии взять в качестве основы кусочки. Т.е. понять, что бизнес хочет от цифровой трансформации, что он хочет через год и два и постараться понять и формализовать. Пусть со стороны бизнеса письменно это напишут.

    Со стороны ИТ и бизнеса выбрать новые ИТ-технологии, доработать собственную ИТ-стратегию: цели ИТ, требуемое состояние, инфраструктуру, информационные системы, управление, планы проектов. Ну и понятно, что надо учесть размер компании, отрасли и другие факторы. И дальше, на мой взгляд, делать не стратегию цифровой трансформации, а стратегию создания единой цифровой платформы, что реально.


    Типовые услуги по цифровой трансформации бизнеса

    1. Обучение по цифровой трансформации бизнеса 
    2. Консалтинг по цифровой трансформации бизнеса

    Получить презентацию по цифровой трансформации бизнеса (рекомендации для ИТ-менеджеров)

     

    ФИО:

    e-mail:


    Для получения и презентации и pdf книги по ИТ-стратегии (145 страниц), надо заполнить небольшую анкету

     


    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2019 www.info-strategy.ru