Корпоративное обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы стратегии). Стратегические сессии  по ИТ-стратегии

Показатели для KPI по ИТ в зависимости от стратегий бизнеса и ИТ

В Табл. 1 рассмотрены мои оценки целесообразности конкретных направлений KPI для различных ИТ-служб, в зависимости от того, насколько бизнес зависит от ИТ:

Табл. 1. Пример важности направлений KPI для различных типов ИТ-служб

Типы ИТ-служб, в зависимости от выгод, предоставляемых бизнесу

Важность KPI по направлениям

Затраты на ИТ

Выгоды от ИТ

Риски ИТ

Внутренняя эффективность ИТ

Планирование и контроль ИТ

Низкие выгоды бизнеса от использования ИТ (ИТ-служба поддерживает работоспособность небольшого числа техн. средств и простейших информационных систем)

√​

Средние выгоды бизнеса ИТ использования ИТ. Есть каталог ИТ-серверов и SLA

√​ √​

Высокие выгоды бизнеса ИТ использования ИТ, высокие риски использования ИТ

√​ √​ √​ √​ √​

Обозначения:

«»: целесообразно несколько показателей (например, 3 и более);

«» целесообразен 1-2 показателя.

Также надо учитывать текущие стратегии бизнеса. Во время кризиса многие компании тупо сокращают затраты и уменьшают требования к новым возможностям, которые могут дать ИТ. Хотя для немногочисленных компаний с высоким уровнем менеджмента, которые растут и во время кризиса, целесообразно иметь комплексные системы KPI по ИТ, включающие не только затраты на ИТ, но и показатели по выгодам и рискам ИТ, как впрочем и внутренней эффективности ИТ (см. Табл. 2):

Табл. 2. Пример важности направлений KPI для сокращения затрат или роста бизнеса

Стратегии бизнеса

Важность KPI по направлениям

Затраты на ИТ

Выгоды от ИТ

Риски ИТ

Внутренняя эффективность ИТ

Планирование и контроль ИТ

Сокращение затрат

Рост бизнеса

ИТ – основной драйвер роста бизнеса, компания – лидер отрасли

На мой взгляд, основными инициаторами разработки KPI по ИТ являются на ИТ-руководители, а гендиректор (или куратор ИТ). Гендиректору очень часто интересно, на что собственно расходуются деньги на ИТ и получаются ли выгоды больше затрат.

ИТ-директору инициативно делать систему показателей, на основании которых его же первого лишат премии, часто не с руки. Особенно, если по другим подразделениям таких KPI нет (соответственно нет и формальных поводов уменьшить зарплату или выгнать). Хотя KPI по конкретным сотрудникам ИТ могут быть интересными всегда.

​​

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг