С 15 марта 2021 пройдет обучение через Интернет по курсам "ИТ-стратегия" и "Цифровая трансформация бизнеса" идет набор слушателей далее
18 февраля 2021 Вышла новая версия моей книги «ИТ-стратегия и стратегия цифровой трансформации бизнеса: что это такое, варианты разработки, основные разделы». далее
28 октября 2020 пройдет форум ITFin Russia 2020 Александр Михайлов выступает с докладом "Стратегии цифровой трансформации бизнеса: что в нее стоит включить, отличия от ИТ-стратегии, кому лучше ее разрабатывать". далее
если надо существенно увеличить выгоды, которые бизнес получает от автоматизации бизнес-процессов.
Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), то вот вид стратегии информатизации всех основных бизнес-процессов (подразделений) компании:
Если предположить, что в разработке ИТ-стратегии участвуют все заинтересованные лица со стороны бизнеса и ИТ (+консультанты), то вот ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов:
ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов является одной из типовых тематик (вариантов содержания) ИТ-стратегии. Все рассмотренные на этом сайте тематики ИТ-стратегий представлены на странице «Типовые варианты содержания ИТ-стратегий».
Комплексная информатизация бизнес-процессов предполагает почти полную автоматизацию рутинных работ и существенную часть контроля работы подразделений. Но также надо автоматизировать обмен информации с партнерскими компаниями и госструктурами, перед которыми надо отчитываться.
Желательная информатизация бизнес-процессов по всем подразделениям компании представлена на рисунке ниже:
Планируемое состояние автоматизации бизнес-процессов целесообразно разрабатывать с учетом:
Приоритетов улучшения групп бизнес-процессов (красно-желто-зеленые кружки на рисунках ниже)
Оценок насколько устраивают уже имеющиеся информационные системы (красно-желто-зеленые блоки с названиями информационных систем на рисунках ниже)
Недостатков по автоматизации бизнес-процессов, а также недостатков в уже имеющихся информационных системах.
Вот пример планирования информатизации бизнес-процессов по всем основным подразделениям (см. рисунок):
Надо отметить, что и форма и содержание ИТ-стратегий обычно сильно зависит от того, кто их разрабатывает. Если это гендиректор или руководитель одного из бизнес-подразделений, то ИТ-стратегия на 2/3 или больше будет посвящена очередности информатизации бизнес-процессов, при этом инфраструктура ИТ и персонал ИТ могут быть вообще не рассмотрены.
Если ИТ-стратегию разрабатывает директор по ИТ, то он, скорее всего, рассмотрит инфраструктуру ИТ, персонал ИТ, ИТ-процессы. ИТ-директору придется рассмотреть информационные системы и информатизацию бизнес-процессов. Но, как правило, ИТ-директора не очень хорошо понимают бизнес-процессы, и не испытывают большой радости в обсуждении с руководителями подразделений и бизнеса приоритетов информатизации бизнес-процессов.
Вот ссылка на статью с более подробным рассмотрением, как разные люди (руководители компании) видят стратегию информатизации бизнес-процессов:
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
Целесообразные этапы разработки ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов
Опыт нескольких сотен российских компаний позволил выявить двенадцать основных (и много-много прочих) ошибок при разработке ИТ-стратегий.
Есть множество подходов к планированию проектов по ИТ-стратегиям, большинство из которых не ведут к успеху. Есть немного, например, три подхода к успешной разработке уместной для вашей компании ИТ-стратегии.
ИТ-стратегию информатизации бизнес-процессов лучше разработать совместно с консультантами как еще один этап работ после разработки основы ИТ-стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:
Этап 1: обучение ИТ-директора (а также желательно и руководителей подразделений ИТ), с параллельной разработкой основных положений стратегии развития ИТ, на 15-20 слайдов;
Этап 2: аудит ИТ, так чтобы было понятно текущее состояние ИТ и имеющиеся слабые места;
Этап 3: собственно разработка стратегии развития ИТ, включая описание проектов по ИТ, бюджета ИТ и т.д.;
Этап 4: поддержка и обновление стратегии развития ИТ, особенно плана проектов по ИТ. План проектов целесообразно актуализировать хотя бы раз в квартал, а всю стратегию развития ИТ — раз в год.
Частные случаи информатизации бизнес-процессов
В ИТ-стратегии информатизации бизнес-процессов также рассмотрены частные ИТ-стратегии:
ИТ-стратегия по маркетингу
ИТ-стратегия по продажам
ИТ-стратегия по финансам
ИТ-стратегия по производству
ИТ-стратегия по поддержке бизнеса
Далее приведены ссылки на эти ИТ-стратегии.
ИТ-стратегия информатизации маркетинга
Эта стратегия уместна:
для крупных и средних компаний всех отраслей
если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по маркетингу: исследование рынков, реклама, ценообразование и др.
В ИТ-стратегии информатизации маркетинга рассматриваются разделы:
раздел по информатизации маркетинга (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
план проектов по информатизации маркетинга
другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).
Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации маркетинга» см.здесь
ИТ-стратегия информатизации продаж
Эта стратегия уместна:
для крупных и средних компаний
если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по продажам: розница, опт, интернет и др.
В ИТ-стратегии информатизации продаж рассматриваются разделы:
раздел по информатизации продаж (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
план проектов по информатизации продаж
другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).
Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации продаж» см.здесь
ИТ-стратегия информатизации финансов
Эта стратегия уместна:
для крупных и средних компаний
если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по финансам: бюджетирование, бухгалтерия, отчетность и др.
В ИТ-стратегии информатизации финансов рассматриваются разделы:
раздел по информатизации финансов (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
план проектов по информатизации финансов
другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).
Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации финансов» см.здесь
ИТ-стратегия информатизации производства
Эта стратегия уместна:
для крупных и средних компаний
если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по производству: основные цеха, ремонт, склад и др.
В ИТ-стратегии информатизации производства рассматриваются разделы:
раздел по информатизации производства (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
план проектов по информатизации производства
другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).
Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации производства» см.здесь
ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса
Эта стратегия уместна:
для крупных и средних компаний
если надо определить приоритеты информатизации бизнес-процессов по поддержке бизнеса: управление персоналом, канцелярия, безопасность и др.
В ИТ-стратегии информатизации поддержки бизнеса рассматриваются разделы:
раздел по информатизации поддержки бизнеса (приоритеты информатизации бизнес-процессов, целесообразные изменения в информационных системах)
план проектов по информатизации поддержки бизнеса
другие разделы ИТ-стратегии (если на это есть время и возможности).
Более подробно тему «ИТ-стратегия информатизации поддержки бизнеса» см.здесь
Место ИТ-стратегии информатизации всех подразделений компании в комплексной ИТ-стратегии (включающей планирование развития основных элементов ИТ)
ИТ-стратегия информатизации бизнес-процессов всех подразделений компании является частью полной ИТ-стратегии (включающей информатизацию бизнес-процессов всех подразделений, а также все основные элементы ИТ):