Улучшение управления ИТ: почему это важно?
Как правило, гендиректора оценивают, хорошо или плохо планируется и контролируется ИТ, рассматривая несколько показателей (к сожалению, малоформулируемых и сложных для оценки):
- контроль ИТ;
- планирование ИТ;
- мотивация сотрудников ИТ.
Результаты опросов российских гендиректоров, что они ожидают от улучшения планирования и контроля ИТ, проведены на рисунке:
Более подробно типовые требования российских гендиректоров к ИТ рассмотрены в книге А. Михайлова «ИТ-стратегия для гендиректора«.
Разработка ИТ-стратегии улучшения управления ИТ уместна:
- для крупных и средних компаний всех отраслей
- если надо улучшить управляемость ИТ-службы, сократить затраты на ИТ
- если надо устранить дублирующие ИТ-подразделения (например, в холдинге).
Когда разработка ИТ-стратегии улучшения управления ИТ не нужна: для небольших компаний, которые мало зависят от ИТ (т.е. спокойно могут работать без компьютеров и день и два).
Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от разработки ИТ-стратегии улучшения управления ИТ
Кому лучше разрабатывать ИТ-стратегию улучшения управления ИТ: оптимальна совместная разработка консультантами и ИТ-директора. Также целесообразно участие гендиректора.
Улучшаемые элементы ИТ: численность ИТ, оргструктура ИТ, аутсорсинг, ИТ-процессы, компетенции ИТ, а так же, частично, и все остальные элементы.
Результаты опросов гендиректоров показывают типовые проблемы и их решения в области планирования и контроля ИТ:
Табл. 1. Планирование и контроль ИТ: типовые проблемы и их решения
Типовые проблемы
|
Типовые решения (проекты)
|
- Непонятно, как контролировать и планировать работу ИТ-службы
- Сотрудники ИТ, включая ИТ-директора, малоуправляемы и говорят на своем языке, непонятном бизнесу
- Сотрудники ИТ слабо понимают, зачем ИТ нужны бизнесу
- Уход каждого сотрудника ИТ становится трагедией (а уходят они часто)
- Непонятно, с чего начать в области ИТ: то ли сайт создать, то ли CRM внедрить
- При начале многих новых проектов по ИТ надо «откатывать» старые, недовнедренные или вообще неверно выбранные
- Проекты по ИТ требуют больше и ресурсов и времени. А качество их выполнения – так себе
|
- ИТ-стратегия
- Каталог ИТ-сервисов, SLA
- ЦОД: создание или аренда
- Централизация ИТ
- Автоматизация службы поддержки ИТ
|
В Табл. 2 приведены оценки, насколько типовые проекты по ИТ, могут улучшить планирование и контроль ИТ:
Табл. 2. Улучшение планирования и контроля ИТ
Типовые для российских предприятий проекты по ИТ
|
Контроль ИТ
|
Планирование ИТ
|
Мотивация сотрудников ИТ
|
Итого
|
Автоматизация направлений бизнеса
|
|
|
|
Автоматизация продаж (внедрение CRM)
|
|
|
|
|
«Продающий сайт»
|
|
|
|
|
Автоматизация производства (ERP)
|
|
|
|
|
Автоматизация документооборота
|
+
|
|
|
1
|
Внедрение BI
|
|
|
|
|
Автоматизации управления поставками (SCM)
|
|
|
|
|
Инфраструктура ИТ
|
|
|
|
|
ЦОД: создание
|
+
|
|
++
|
3
|
ЦОД: аренда
|
+
|
|
+
|
2
|
Сети: резервные каналы связи до всех филиалов
|
|
|
|
|
«Облачные вычисления»
|
+
|
++
|
|
3
|
Управления ИТ
|
|
|
|
|
ИТ-стратегия
|
+++
|
+++
|
++
|
8
|
Каталог ИТ-сервисов и SLA
|
++
|
+
|
+
|
4
|
Автоматизация службы поддержки ИТ
|
++
|
+
|
+
|
4
|
Обозначения: «+++»: высокое положительное влияние;
«++» и «+»: среднее и небольшое положительное влияние;
«— —» и «—»: среднее и небольшое негативно влияние;
«?»: не ясно какое будет влияние.
Итого, вот наиболее потенциально уместные проекты по улучшению планирования и контроля ИТ:
- разработка ИТ-стратегии;
- каталог ИТ-сервисов и SLA;
- автоматизация службы поддержки ИТ.
ИТ-стратегия улучшения управления ИТ является одной из типовых тематик (вариантов содержания) ИТ-стратегии. Все рассмотренные на этом сайте тематики ИТ-стратегий представлены на странице «Типовые тематики содержания ИТ-стратегий».
Структура ИТ-стратегии улучшения управления ИТ
Тема улучшения управления ИТ, а также разработки ИТ-стратегии улучшения управления ИТ, рассмотрена в книге Александра Михайлова «ИТ-стратегия для гендиректора: как руководителю компании увеличить выгоды от ИТ, снизить риски ИТ, оптимизировать затраты, улучшить контроль ИТ»:

|
Глава 1. Как ИТ выглядят со стороны бизнеса. Типовые российские подходы к улучшению ИТ
Глава 2. ИТ-стратегия: что это такое, выгоды от нее, нужна ли она вашей компании?
Глава 3. Типовые варианты разработки ИТ-стратегий: от 15 слайдов до 300 страниц. Что уместно для вашей компании.
Глава 4. Методики разработки ИТ-стратегий: что выбрать для вашей компании, кому целесообразно разрабатывать и поддерживать ИТ-стратегию?
Глава 5. Как гендиректору выжать из ИТ все и еще немного?
Глава 6. Идеальное развитие ИТ: алгоритм его планирования для вашей компании |
|
В ИТ-стратегии улучшения управления ИТ целесообразно рассмотреть все разделы ИТ-стратегии, ну или хотя бы разделы, выделенные в таблице:
Разделы |
Входит в
ИТ-стратегию |
1. Требования бизнеса к ИТ |
|
1.1. Цели бизнеса и основные проекты |
|
1.2. Требования бизнеса к ИТ |
+ — |
1.3. Этапы развития ИТ |
|
2. Текущее состояние ИТ |
|
2.1. Автоматизация бизнес-процессов |
|
2.2. Потоки данных, базы данных |
|
2.3. Информационные системы (ИТ-сервисы) |
|
2.4. Инфраструктура ИТ |
|
2.5. Управление ИТ (ИТ-служба) |
√ |
2.6. ИБ |
|
3. Требуемое состояние ИТ |
|
3.1. Видение, миссия, цели ИТ |
|
3.2. Приоритеты информатизации бизнес-процессов |
|
3.3. Информационные системы |
|
3.4. Инфраструктура ИТ |
|
3.5. Управление ИТ |
√ |
3.6. ИБ |
|
4. Портфель проектов по ИТ |
|
4.1. Информационные системы |
|
4.2. Инфраструктура ИТ |
|
4.3. Управление ИТ |
√ |
4.4. ИБ |
|
4.5. Сравнение проектов |
√ |
5. Сценарии развития ИТ |
|
6. Планы на 1 и 2-3 года. Бюджет ИТ |
+ — |
7. Контроль и пересмотр ИТ-стратегии |
|
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
|
Разработка ИТ-стратегии улучшения управления ИТ
Опыт нескольких сотен российских компаний позволил выявить двенадцать основных (и много-много прочих) ошибок при разработке ИТ-стратегий.
Есть множество подходов к планированию проектов по ИТ-стратегиям, большинство из которых не ведут к успеху. Есть немного, например, три подхода к успешной разработке уместной для вашей компании ИТ-стратегии.
|
|
Эта тема рассмотрена в статье Александра Михайлова «12 основных ошибок при разработке ИТ-стратегии и 7 подходов к разработке ИТ-стратегии», август, 2020.
|
|
ИТ-стратегию улучшения управления ИТ лучше разработать совместно с консультантами как второй этап работ после разработки основы ИТ-стратегии и проведению хотя бы небольшого аудита ИТ:

Более подробно тема полной ИТ-стратегии рассматривается здесь.
|
Как разработать ИТ-стратегию
|
|
Разработка основы ИТ-стратегии на 15 слайдов
на 1 год рассмотрена в
книге на 240 страниц |
Разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц
на 1-3 года рассмотрена в книге на 450 страниц |
Десятки публикаций
и сотни страниц
по ИТ-стратегиям и цифровой трансформации бизнеса на cайте www.info-strategy.ru
|
 |
 |
|
получить в обмен на подписку |
купить pdf |
Консультация по ИТ-стратегии и коммерческое предложение по разработке и помощь в выборе варианта ее разработки. |
|