Краткое описание элемента «ИТ-процессы»
К ИТ-процессам относят все процессы, которые выполняют сотрудники ИТ-службы. В отличие от бизнес-процессов, которые обычно предполагаются достаточно разными для разных компаний, по ИТ-процессам есть ряд моделей, описывающих группы ИТ-процессов, типовые для всех компаний. К таким процессным методологиям относиться не только широкоизвестный сейчас в России ITIL, но и COBIT, MOF, PRM IT.
К сожалению, для планирования развития всех основных ИТ-процессов на год и более, ITIL подходит плохо, а вот PRM IT хорошо (но эта методология не является открытой и широкодоступной).

Для планирования улучшений ИТ-процессов на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:
- сами ИТ-процессы
- персонал ИТ, его компетенции
- оргструктуру ИТ
- аутсорсинг ИТ (часть ИТ-процессов можно передать другим компаниям на аутсорсинг)
Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения ИТ-процессов: правильные ИТ-процессы могут позволить существенно увеличить выгоды бизнеса от использования ИТ, оптимизировать затраты на ИТ и улучшить управление ИТ.
Размеры компаний, которым целесообразно улучшать ИТ-процессы: ИТ-процессы стоит улучшать для всех компаний, но наибольший эффект может быть для крупных и средних компаний.
Кому лучше улучшать ИТ-процессы: руководителю службы поддержки ИТ целесообразно улучшать процессы, связанные с поддержкой ИТ. Процессы, связанные с развитием ИТ (например, процесс разработки и выполнения ИТ-стратегии), в российских ИТ-службах часто никто не курирует, а это, скорее, прерогатива ИТ-директора или ответственного за развитие ИТ (если такой человек есть).
Разделы ИТ-стратегии, где рассматриваются ИТ-процессы: ИТ-процессы относятся к разделу «Управление ИТ».
Методики, предлагаемые для улучшения этого элемента:
- «Оптимизация управления ИТ»
- «Функциональная модель ИТ».
Отрасли, для которых целесообразно улучшать ИТ-процессы: ИТ-процессы целесообразно улучшать для компаний всех отраслей.
Ресурсы, требуемые на разработку ИТ-процессов: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 5-15 и более человеко-дней работ. Эти оценки затрат времени относятся к планированию улучшений основных групп ИТ-процессов при выполнении этой работы в рамках разработки ИТ-стратегии. На само улучшение ИТ-процессов легко уйдут и десятки и сотни человеко-дней.
Основные этапы улучшения ИТ-процессов
- Анализ текущего состояния основных групп ИТ-процессов
- Планирование улучшений основных групп бизнес-процессов
- Планирование проектов по переходу в требуемое состояние
- Выполнение проектов
|