На этой странице рассмотрена автоматизация бизнес-процессов. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.
Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:
Краткое описание элемента «Автоматизация бизнес-процессов»
 |
Автоматизация бизнес-процессов — это главное, что бизнес ждет от ИТ. Однако, для многих ИТ-менеджеров это самая сложная и непонятная часть их обязанностей.
Автоматизация (синоним — информатизация) бизнес-процессов подразумевает внедрение конкретных информационных систем. Само внедрение и дорого и рискованно, а выбор информационных систем во многих предприятиях — это постепенный перебор имеющихся вариантов программ, очень долгой и рискованный.
Например, большинство российских банков из первых десяти самых крупных, уже попробовали 3 и более комплексных банковских систем (а внедрение каждой из них можно оценить в десятки человеко-лет работы и миллионов долларов).
|
Для планирования приоритетов автоматизации бизнес-процессов на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:
- приоритеты развития бизнеса и автоматизации бизнес-процессов
- уже внедренные информационные системы и недостатки в них
- каталог ИТ-сервисов SLA, их предполагаемые доработки.
Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения автоматизации бизнес-процессов:
Выгоды могут быть очень большими. Однако и риски (на этапах внедрения и эксплуатации — тоже велики, как и затраты (особенно на внедрение).
Обозначения: |
|
существенные улучшения |
|
|
частичные улучшения |
Размеры компаний, которым целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов
Конечно, улучшать автоматизацию бизнес-процессов надо для компаний всех размеров, сейчас даже компании с одним сотрудником не могут работать без компьютеров.
Кому лучше улучшать автоматизацию бизнес-процессов
ИТ-директору вместе с ответственными за взаимодействие с пользователями, также с руководителями всех подразделений компании, пользователями ИТ, и, наверное, всеми сотрудниками ИТ.
Если в ИТ-службе есть отдельный ответственный за все информационные системы (например, ответственный за информационную архитектуру), то координация улучшений автоматизации бизнес-процессов должна быть его ежедневной задачей (хотя важные решения должен принимать ИТ-директор).
Разделы ИТ-стратегии, где рассматривается автоматизация бизнес-процессов
Автоматизация бизнес-процессов рассматривается в специальном отдельном разделе:
Стоит отметить, что в проектах по разработке ИТ-стратегий на разделы «Информатизация бизнес-процессов» и «Информационные системы» обычно уходит 30-40% всех затрат, т.е. анализ текущего состояния и планирование улучшения автоматизации бизнес-процессов для всей компании — очень трудоемкая и сложная работа.
Варианты ИТ-стратегий, в которых разрабатывается автоматизация бизнес-процессов
Так как на анализ автоматизации бизнес-процессов уходит много времени, рассматриваются она обычно в ИТ-стратегиях с затратами времени от 100 человеко-дней, соответственно, в «подробной» и «средней» ИТ-стратегиях.
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
Методики, предлагаемые для улучшения автоматизации бизнес-процессов
Для анализа текущего состояния автоматизации основных групп бизнес-процессов для компании в целом, а также разработку приоритетов информатизации на 1 год и более, на этом сайте предложена специальная методика «Информатизация бизнес-процессов» (ее название «Функциональная модель бизнеса»)
Обозначения: |
|
существенные улучшения |
|
|
частичные улучшения |
Отрасли, для которых целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов
Безусловно, автоматизацию бизнес-процессов надо улучшать во всех отраслях. Раньше это не касалось сельского хозяйства и складов, но сейчас и современные и сельхозпредприятия и даже склады используют самые новые ИТ-технологии.
Ресурсы, требуемые на анализ автоматизации бизнес-процессов и разработку приоритетов их улучшений
Дело это весьма трудоемкое, скорее 20-40 человеко-дней работ:
Основные этапы улучшения автоматизации бизнес-процессов
- Анализ текущего уровня автоматизации всех основных групп бизнес-процессов компании
- Выявление приоритетов информатизации
- Планирование изменений в информационных системах
- Изменения информационных систем
Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов
Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
см. более подробно источники методик
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:

более подробно о книге.
Подробное описание элемента «Автоматизация бизнес-процессов»

Статьи по этой теме:
Услуги, в которых улучшается автоматизация бизнес-процессов
Автоматизация бизнес-процессов разрабатывается в следующих типовых услугах по консалтингу и обучению:
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
б) в рамках разработки «средней» ИТ-стратегии на 50 и более страниц (2-3 календарных месяца, от 50 человеко-дней) в рамках услуги «Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний».
в) в рамках разработки «подробной» ИТ-стратегии в рамках услуги «Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц», для крупных компаний.
г) В рамках услуги «Оптимизация ИТ«, уместно для крупных и средних компаний.
В рамках консалтинга по оптимизации ИТ можно выбрать любые из 9 методик, рассмотренных на этом сайте, а также выбрать для улучшения любые из 20 элементов [рассмотренных на этом сайте]
д) разработка автоматизации бизнес-процессов, исходя из приоритетов бизнеса, выполняется в рамках услуги «Совместная с гендиректором оптимизация ИТ под требования бизнеса», в рамках согласования требований бизнеса к ИТ, целей ИТ и их связей с проектами по ИТ.
е) автоматизация бизнес-процессов определяется в рамках услуги «Планирование цифровой трансформации бизнеса».
Предложения для ИТ-директоров российских компаний
(а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)
|