ИТ-стратегия
Разработка ИТ-стратегии и улучшение управления ИТ: консалтинг, обучение, книги
  • выбор из 3-х вариантов разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • учет размера компаний, требований гендиректора, ожидаемых выгод от ИТ
  • совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии
  • Обучение по ИТ-стратегии, по Skype, с параллельной разработкой ИТ-стратегии на 15-20 слайдов , 18 февраля - 9 апреля 2019

    Планирование улучшений ИТ




    Новости
    • Ноябрь 2018 вышла электронная версия книги "ИТ-стратегия: международный и российский опыт" далее
    • Октябрь 2018 написана бетта-версия книги "ИТ-стратегия для гендиректора" далее
    • Сентябрь 2018 вышла обновленная версия книги "ИТ-стратегия: что это такое, основные разделы" далее
    Все новости

    Автоматизация бизнес-процессов

    На этой странице рассмотрена автоматизация бизнес-процессов. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

    Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

    Краткое описание элемента «Автоматизация бизнес-процессов»

    Автоматизация бизнес-процессов — это главное, что бизнес ждет от ИТ. Однако, для многих ИТ-менеджеров это самая сложная и непонятная часть их обязанностей.
    Автоматизация (синоним — информатизация) бизнес-процессов подразумевает внедрение конкретных  информационных систем. Само внедрение и дорого и рискованно, а выбор информационных систем во многих предприятиях — это постепенный перебор имеющихся вариантов программ, очень долгой и рискованный.
    Например, большинство российских банков из первых десяти самых крупных, уже попробовали 3 и более комплексных банковских систем (а внедрение каждой из них можно оценить в десятки человеко-лет работы и миллионов долларов).

    Для планирования приоритетов автоматизации бизнес-процессов на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:

    • приоритеты развития бизнеса и автоматизации бизнес-процессов
    • уже внедренные информационные системы и недостатки в них
    • каталог ИТ-сервисов SLA, их предполагаемые доработки.

    Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения автоматизации бизнес-процессов:

    Выгоды могут быть очень большими. Однако и риски (на этапах внедрения и эксплуатации — тоже велики, как и затраты (особенно на внедрение).

    Выгоды
    от ИТ

    Обозначения:  существенные улучшения частичные улучшения

    Размеры компаний, которым целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов

    Конечно, улучшать автоматизацию бизнес-процессов надо для компаний всех размеров, сейчас даже компании с одним сотрудником не могут работать без компьютеров.

    Пользова-
    телей ИТ

    Кому лучше улучшать автоматизацию бизнес-процессов

    ИТ-директору вместе с ответственными за взаимодействие с пользователями, также с руководителями всех подразделений компании, пользователями ИТ, и, наверное, всеми сотрудниками ИТ.
    Если в ИТ-службе есть отдельный ответственный за все информационные системы (например, ответственный за информационную архитектуру), то координация улучшений автоматизации бизнес-процессов должна быть его ежедневной задачей (хотя важные решения должен принимать ИТ-директор).

    Разделы ИТ-стратегии, где рассматривается автоматизация бизнес-процессов

    Автоматизация бизнес-процессов рассматривается в специальном отдельном разделе:

    Стоит отметить, что в проектах по разработке ИТ-стратегий на разделы «Информатизация бизнес-процессов» и «Информационные системы» обычно уходит 30-40% всех затрат, т.е. анализ текущего состояния и планирование улучшения автоматизации бизнес-процессов для всей компании — очень трудоемкая и сложная работа. 

    Варианты ИТ-стратегий, в которых разрабатывается автоматизация бизнес-процессов

    Так как на анализ автоматизации бизнес-процессов уходит много времени, рассматриваются она обычно в ИТ-стратегиях с затратами времени от 100 человеко-дней, соответственно, в «подробной» и «средней» ИТ-стратегиях.

    Варианты ИТ-стратегий Улучшается
    автоматизация 
    бизнес-процессов
    Что конкретно
    Основа 
    ИТ-стратегии
    «Средняя» 
    ИТ-стратегия
    + —
    «Подробная»
    ИТ-стратегия

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит

    Методики, предлагаемые для улучшения автоматизации бизнес-процессов

    Для анализа текущего состояния автоматизации основных групп бизнес-процессов для компании в целом, а также разработку приоритетов информатизации на 1 год и более, на этом сайте предложена специальная методика  «Информатизация бизнес-процессов» (ее название «Функциональная модель бизнеса»)

    Обозначения:  существенные улучшения частичные улучшения

    Отрасли, для которых целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов

    Безусловно, автоматизацию бизнес-процессов надо улучшать во всех отраслях. Раньше это не касалось сельского хозяйства и складов, но сейчас и современные и сельхозпредприятия и даже склады используют самые новые ИТ-технологии.

    Отрасли

    Ресурсы, требуемые на анализ автоматизации бизнес-процессов и разработку приоритетов их улучшений

    Дело это весьма трудоемкое, скорее 20-40 человеко-дней работ:

    Основные этапы улучшения автоматизации бизнес-процессов

    1. Анализ текущего уровня автоматизации всех основных групп бизнес-процессов компании
    2. Выявление приоритетов информатизации
    3. Планирование изменений в информационных системах
    4. Изменения информационных систем

    Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов

    Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
    см. более подробно источники методик

     

    Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:


    более подробно о книге.


    Подробное описание элемента «Автоматизация бизнес-процессов»

    Автоматизация бизнес-процессов
    Статьи по этой теме:


     

    Услуги, в которых улучшается автоматизация бизнес-процессов

    Автоматизация бизнес-процессов разрабатывается в следующих типовых услугах по консалтингу и обучению:

    Услуги Рассматриваются
    автоматизация бизнес-процессов
    Что конкретно
    а) Обучение по ИТ-стратегии, с параллельной разработкой основы ИТ-стратегии на 15-20 слайдов, для малых компаний
    б) Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний + —
    в) Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц, для крупных компаний
    г) Оптимизация ИТ (выбор улучшаемых элементов ИТ и методик)
    + —
    д) Совместная с гендиректо-ром оптимизация ИТ под требования бизнеса, увеличение выгод от ИТ для бизнеса + —
    е) Персональный советник по управлению ИТ, в т.ч. поддержка актуальной ИТ-стратегии
    ж) Разработка личных стратегий своего развития на несколько лет вперед, рассмотрение сценариев своей жизни

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит

    б) в рамках разработки «средней» ИТ-стратегии на 50 и более страниц (2-3 календарных месяца, от 50 человеко-дней) в рамках услуги «Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний».

    в) в рамках разработки «подробной» ИТ-стратегии в рамках услуги «Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц», для крупных компаний.

    г) В рамках услуги «Оптимизация ИТ«, уместно для крупных и средних компаний.
    В рамках консалтинга по оптимизации ИТ можно выбрать любые из 9 методик, рассмотренных на этом сайте, а также  выбрать для улучшения любые из 20 элементов [рассмотренных на этом сайте]

    д) разработка автоматизации бизнес-процессов, исходя из приоритетов бизнеса, выполняется в рамках услуги «Совместная с гендиректором оптимизация ИТ под требования бизнеса», в рамках согласования требований бизнеса к ИТ, целей ИТ и их связей с проектами по ИТ.



     

    Предложения для ИТ-директоров российских компаний

    (а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)


    Подписчикам









    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2018 www.info-strategy.ru