ИТ-стратегия
ИТ-стратегия и цифровая трансформация бизнеса
  • 3 варианта разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • стратегия цифровой трансформации бизнеса
  • оптимизация элементов ИТ, подстройка ИТ под требования бизнеса
  • с 1 октября по конец ноября 2019: обучение с параллельной разработкой ИТ-стратегии или стратегии цифровой трансформации бизнеса или других вариантов стратегий

    Разделы сайта








    Новости
    • с 1 октября 2019 пройдут обучения по Skype по ИТ-стратегиям и стратегии цифровой трансформации бизнеса с параллельной разработкой стратегии далее
    • 12 сентября 2019 состоялась ежегодная конференция ПЕРЕЗАГРУЗКА 5.0. Александр Михайлов выступил с докладом "Разработка стратегии цифровой трансформации бизнеса и роль ИТ-директора в ней. Этапы работ" далее
    • 15 июля 2019 на портале ИТ-директоров России GlobalCIO дискуссия «Цифровая трансформация бизнеса: взгляд с разных сторон" далее
    Все новости

    Компетенции сотрудников ИТ

    На этой странице рассмотрены компетенции (навыки) сотрудников ИТ. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

    Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

    Краткое описание элемента «Компетенции сотрудников ИТ»

    Под компетенциями сотрудников ИТ понимают их знания, которые они могут применить на практике (а не только записаны в дипломе или одном из сертификатов по обучению). Интересно, что для навыков, требуемых от сотрудников ИТ, но относящихся не совсем к ИТ (к управлению проектами, услугами, работой с пользователями), неуклонно растет уже много лет (и, возможно, уже стала не меньше, чем доля требуемых навыков по ИТ).

    Компетенции сотрудников ИТ

    Для планирования улучшений компетенций сотрудников по ИТ на 1-3 года вперед целесообразно рассмотреть:

    • имеющиеся навыки сотрудников ИТ
    • требования к навыкам со стороны вашей компании, законодательства, вышестоящих организаций и партнеров
    • численность персонала ИТ (по каждой компетенции)
    • оргструктуру ИТ-службы

    Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения компетенций сотрудников ИТ:

    Скорее всего, улучшение компетенций сотрудников ИТ может позволить снизить риски ИТ (в т.ч. за счет планирования замены сотрудников друг другом):

    Выгоды
    от ИТ

    Обозначения:  существенные улучшения частичные улучшения

    Размеры компаний, которым целесообразно улучшать компетенции сотрудников ИТ

    Конечно, компетенции сотрудников ИТ надо улучшать для компаний всех размеров, но наибольший эффект может быть для крупных и средних компаний:

    Пользова-
    телей ИТ

    Кому лучше улучшать компетенции сотрудников ИТ

    ИТ-директору, с участием руководителя отдела кадров вашей компании.

    Разделы ИТ-стратегии, где рассматривается компетенции сотрудников ИТ

    Компетенции ИТ нечасто разрабатываются в рамках ИТ-стратегий (обе работы занимают много времени, в т.ч. календарного). Если компетенции сотрудников ИТ разрабатываются в ИТ-стратегии, то их место в разделе «Управление ИТ», где рассматриваются и другие элементы ИТ-службы (оргструктура ИТ, численность ИТ, ИТ-процессы и др).

    Варианты ИТ-стратегий, в которых разрабатываются компетенции сотрудников ИТ

    Анализ имеющихся компетенций сотрудников ИТ и планирование требуемых через год и более компетенций — достаточно большой проект, в т.ч. по занимаемому календарному времени. Поэтому, если компетенции ИТ и разрабатываются в ИТ-стратегиях, то достаточно больших: «подробной» и, возможно, «средней» ИТ-стратегиях:

    Варианты ИТ-стратегий Улучшается
    компетенции
    сотрудников ИТ
    Что конкретно
    Основа 
    ИТ-стратегии
    «Средняя» 
    ИТ-стратегия
    $
    «Подробная»
    ИТ-стратегия
    + —

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит; «$»: может входить в вариант, но за отдельную стоимоcть

    Методики, предлагаемые для улучшения компетенций сотрудников ИТ

    Компетенции сотрудников ИТ улучшаются в методике «Компетенции сотрудников ИТ», а также, частично, в методике «Функциональная модель ИТ».

    Обозначения:  существенные улучшения частичные улучшения

    Отрасли, для которых целесообразно улучшать компетенции сотрудников ИТ

    Конечно, улучшения компетенций сотрудников ИТ нужны во всех отраслях. Хотя точнее говорить об оптимизации компетенций сотрудников, потому что иногда лучше воспользоваться услугами менее квалифицированных, но более дешевых сотрудников, например, студентов. Некоторые компании специально пытаются не повышать квалификацию сотрудников, особенно ИТ, опасаясь, что они уйдут в другие компании.

    Отрасли

    Ресурсы, требуемые на разработку компетенций сотрудников ИТ

    Ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 15-30 человеко-дней работ, а то и более:

    Основные этапы улучшения компетенций сотрудников ИТ

    1. Аудит имеющихся компетенций
    2. Планирование улучшений компетенций 
    3. Улучшений компетенций

    Подходы к улучшению компетенций сотрудников ИТ

    Подходы к улучшению компетенций сотрудников ИТ разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
    см. более подробно источники методик

     

    Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:


    более подробно о книге.


    Подробное описание элемента «Компетенции сотрудников ИТ»

    Статьи по этой теме:


     

    Услуги, в которых улучшается компетенции сотрудников ИТ

    Компетенции сотрудников ИТ разрабатывается в следующих типовых услугах по консалтингу и обучению:

    Услуги Рассматриваются
    компетенции сотрудников ИТ
    Что конкретно
    а) Обучение по ИТ-стратегии, с параллельной разработкой основы ИТ-стратегии на 15-20 слайдов, для малых компаний
    б) Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний + —
    в) Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц, для крупных компаний + —
    г) Оптимизация ИТ (выбор улучшаемых элементов ИТ и методик)

    д) Совместная с гендиректо-ром оптимизация ИТ под требования бизнеса, увеличение выгод от ИТ для бизнеса
    е) Планирование цифровой трансформации бизнеса
    ж) Персональный советник по управлению ИТ, в т.ч. поддержка актуальной ИТ-стратегии
    з) Разработка личных стратегий своего развития на несколько лет вперед, рассмотрение сценариев своей жизни

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит

     

    б) в рамках разработки «средней» ИТ-стратегии на 50 и более страниц (2-3 календарных месяца, от 50 человеко-дней) в рамках услуги «Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний».

    в) в рамках разработки «подробной» ИТ-стратегии в рамках услуги «Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц», для крупных компаний.

    г) В рамках услуги «Оптимизация ИТ«, уместно для крупных и средних компаний.
    В рамках консалтинга по компетенциям сотрудников ИТ можно выбрать любые из 9 методик, рассмотренных на этом сайте, а также  выбрать для улучшения любые из 20 элементов, рассмотренных на этом сайте.

    е) компетенции сотрудников ИТ определяются в рамках услуги «Планирование цифровой трансформации бизнеса».



     

    Предложения для ИТ-директоров российских компаний

    (а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)


    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2019 www.info-strategy.ru