ИТ-стратегия
ИТ-стратегия и цифровая трансформация бизнеса
  • 3 варианта разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • стратегия цифровой трансформации бизнеса
  • оптимизация элементов ИТ, подстройка ИТ под требования бизнеса
  • Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии в октябре-декабре 2019: начиная с корпоративного обучения с последующей разработкой ИТ-стратегии

    Разделы сайта








    Новости
    • сентябрь 2019 Вышла новая статья Александра Михайлова "ИТ-процессы: что и как надо планировать на 1 год и более, как это учесть в ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации бизнеса". далее
    • с 1 октября 2019 пройдут обучения по Skype по ИТ-стратегиям и стратегии цифровой трансформации бизнеса с параллельной разработкой стратегии далее
    • 12 сентября 2019 состоялась ежегодная конференция ПЕРЕЗАГРУЗКА 5.0. Александр Михайлов выступил с докладом "Разработка стратегии цифровой трансформации бизнеса и роль ИТ-директора в ней. Этапы работ" далее
    Все новости

    Пользователи ИТ

    На этой странице рассмотрены пользователи ИТ. Их целесообразно отнести к одному из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

    Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

    Краткое описание элемента «Пользователи ИТ»

    Традиционно, пользователей ИТ не относят к элементам ИТ. Однако, с точки зрения планирования ИТ на год вперед и более, пользователей ИТ учитывать надо обязательно. Собственно, на пользователей ИТ все сотрудники ИТ-службы и работают.

    Пользователи ИТ

    Для планирования работы с пользователями ИТ на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:

    • группы пользователей ИТ, их потребность в ИТ
    • каталог ИТ-сервисов, SLA
    • службу поддержки ИТ

    Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от повышения удовлетворенности пользователей ИТ:

    Часто предполагается, что чем выше удовлетворенность пользователей, тем выше выгоды от ИТ. В определенной мере это так, хотя затраты на ИТ при этом скорее тоже вырастут.
    Поэтому, при разработке ИТ-стратегий пытаются решить скорее оптимизационную задачу: выделить элементы ИТ (например, конкретные ИТ-сервисы), качество поддержки которых надо улучшить. Более подробно этот вопрос рассматривается в книге А. Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», а также в обучении по ИТ-стратегии.

    Выгоды
    от ИТ

    Обозначения:  существенные улучшения частичные улучшения

    Надо отметить, что повышение удовлетворенности пользователей ИТ является приоритетом обычно лишь во времена подъема экономики, в кризис большинство компаний концентрируется на сокращении затрат, в том числе и на ИТ.

    Размеры компаний, которым целесообразно улучшить работу с пользователями ИТ

    Конечно, улучшить работу с пользователями ИТ (их поддержку и новые разработки) надо в компаниях всех размеров, хотя в крупных и средних компаниях эффект может быть больше:

    Пользова-
    телей ИТ

    Кому лучше повышать удовлетворенность пользователей ИТ

    Собственно, все сотрудники ИТ и должны прямо (ну или косвенно) заниматься работой с пользователями ИТ. Хотя курирует этот вопрос обычно руководитель службы поддержки ИТ.

    Разделы ИТ-стратегии, где рассматриваются пользователи ИТ

    Пользователи ИТ обычно рассматриваются в разделе «Информационные системы», или в отдельном разделе:

    Варианты ИТ-стратегий, в которых повышается удовлетворенность пользователи ИТ

    Для анализа основных групп пользователей ИТ в рамках всей компании, может потребоваться несколько календарных месяцев, что может вписаться в рамки «подробной» ИТ-стратегии, ну может и «средней»:

    Варианты ИТ-стратегий Улучшается
    пользователи ИТ
    Что конкретно
    Основа 
    ИТ-стратегии
    «Средняя» 
    ИТ-стратегия
    + —
    «Подробная»
    ИТ-стратегия

    Методики, предлагаемые для анализа потребностей и планирования работы с пользователи ИТ

    Для этого можно использовать методику «Оптимизация ИТ» (где есть 7 областей работы с пользователями ИТ) и методику «Информатизация бизнес-процессов» (анализ потребности в автоматизации бизнес-процессов):

    Обозначения:  существенные улучшения частичные улучшения

    Отрасли, для которых целесообразно улучшать работу с пользователями ИТ

    Конечно, с пользователями ИТ надо нежно работать в компаниях всех отраслей, и даже в государственных учреждениях!

    Отрасли

    Ресурсы, требуемые на повышение удовлетворенности пользователей ИТ

    Ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 10-25 человеко-дней работ:

    Надо отметить, что на проведение опросов пользователей  ИТ (например, по каждой из основных 30-40 информационных систем выяснить, что конкретно не устраивает и что стоило бы улучшить), уйдет никак не меньше календарного месяца. 
    Даже если опрос удастся адекватно автоматизировать (это скорее вопрос не программирования, а качества собранной информации), в устных опросах оно может быть очень хорошим, а при автоматизированном сборе информации — как получится, то кто-то будет в отпусках, кто-то — в командировках, кто-то будет тупо «динамить» и т.д. Получение корректных выводов и их согласование тоже потребует минимум нескольких недель.

    Основные этапы улучшения работы с пользователями ИТ

    1. Выделение групп пользователей и их потребностей в ИТ
    2. Планирование улучшений ИТ и поддержка пользователей ИТ
    3. Разработка проектов по улучшению работы с пользователями ИТ
    4. Выполнение проектов

    Подходы к повышению удовлетворенности пользователей ИТ

    Подходы к улучшению работы с пользователями ИТ разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
    см. более подробно источники методик

     

    Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:


    более подробно о книге.


    Подробное описание элемента «Пользователи ИТ»

    Статьи по этой теме:


     

    Услуги, в которых повышается удовлетворенность пользователей ИТ

    Работа с пользователями ИТ разрабатывается в следующих типовых услугах по консалтингу и обучению:

    Услуги Рассматриваются
    пользователи ИТ
    Что конкретно
    а) Обучение по ИТ-стратегии, с параллельной разработкой основы ИТ-стратегии на 15-20 слайдов, для малых компаний
    б) Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний + —
    в) Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц, для крупных компаний
    г) Оптимизация ИТ (выбор улучшаемых элементов ИТ и методик)
    + —
    д) Совместная с гендиректо-ром оптимизация ИТ под требования бизнеса, увеличение выгод от ИТ для бизнеса
    е) Планирование цифровой трансформации бизнеса
    ж) Персональный советник по управлению ИТ, в т.ч. поддержка актуальной ИТ-стратегии
    з) Разработка личных стратегий своего развития на несколько лет вперед, рассмотрение сценариев своей жизни

    Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит; «$»: может входить в вариант, но за отдельную стоимоcть

    б) в рамках разработки «средней» ИТ-стратегии на 50 и более страниц (2-3 календарных месяца, от 50 человеко-дней) в рамках услуги «Совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии на 50-150 страниц, для средних компаний».

    в) в рамках разработки «подробной» ИТ-стратегии в рамках услуги «Консалтинг по разработке ИТ-стратегии на 150-300 страниц», для крупных компаний.

    г) В рамках услуги «Оптимизация ИТ«, уместно для крупных и средних компаний.
    В рамках консалтинга по оптимизации ИТ можно выбрать любые из 9 методик, рассмотренных на этом сайте, а также  выбрать для улучшения любые из 20 элементов [рассмотренных на этом сайте]

    е) пользователи ИТ определяются в рамках услуги «Планирование цифровой трансформации бизнеса».


    Другая информация по пользователям ИТ и смежным темам:

    Предложения для ИТ-директоров российских компаний

    (а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)


    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2019 www.info-strategy.ru