ИТ-стратегия
ИТ-стратегия и цифровая трансформация бизнеса
  • 3 варианта разработки ИТ-стратегий, 9 методик улучшения ИТ, 20 элементов ИТ
  • стратегия цифровой трансформации бизнеса
  • оптимизация элементов ИТ, подстройка ИТ под требования бизнеса
  • Обучение с разработкой: ИТ-стратегии на 15 слайдов (с 1 марта по 15 апреля); стратегии цифровой трансформации бизнеса (с 1 марта по 29 апреля)

    Разделы сайта








    Новости
    • С 1 марта 2021 пройдет обучение через Интернет по курсам "ИТ-стратегия" и "Цифровая трансформация бизнеса" далее
    • 28 октября 2020 пройдет форум ITFin Russia 2020 Александр Михайлов выступает с докладом "Стратегии цифровой трансформации бизнеса: что в нее стоит включить, отличия от ИТ-стратегии, кому лучше ее разрабатывать". далее
    • 26 октября 2020 На портале ИТ-директоров России GlobalCIO вышла новая дискуссия «Стратегия цифровой трансформации бизнеса. Что может сделать ИТ-директор?». далее
    Все новости

    Автоматизация бизнес-процессов

    На этой странице рассмотрена автоматизация бизнес-процессов. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

    Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

    Краткое описание элемента «Автоматизация бизнес-процессов»

    Автоматизация бизнес-процессов — это главное, что бизнес ждет от ИТ. Однако, для многих ИТ-менеджеров это самая сложная и непонятная часть их обязанностей.
    Автоматизация (синоним — информатизация) бизнес-процессов подразумевает внедрение конкретных  информационных систем. Само внедрение и дорого и рискованно, а выбор информационных систем во многих предприятиях — это постепенный перебор имеющихся вариантов программ, очень долгой и рискованный.
    Например, большинство российских банков из первых десяти самых крупных, уже попробовали 3 и более комплексных банковских систем (а внедрение каждой из них можно оценить в десятки человеко-лет работы и миллионов долларов).

    Автоматизация бизнес-процессов

    Для планирования приоритетов автоматизации бизнес-процессов на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:

    • приоритеты развития бизнеса и автоматизации бизнес-процессов
    • уже внедренные информационные системы и недостатки в них
    • каталог ИТ-сервисов SLA, их предполагаемые доработки.

    Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения автоматизации бизнес-процессов: выгоды могут быть очень большими. Однако и риски (на этапах внедрения и эксплуатации — тоже велики, как и затраты (особенно на внедрение).

    Размеры компаний, которым целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов: конечно, улучшать автоматизацию бизнес-процессов надо для компаний всех размеров, сейчас даже компании с одним сотрудником не могут работать без компьютеров.

    Кому лучше улучшать автоматизацию бизнес-процессов: ИТ-директору вместе с ответственными за взаимодействие с пользователями, также с руководителями всех подразделений компании, пользователями ИТ, и, наверное, всеми сотрудниками ИТ. Если в ИТ-службе есть отдельный ответственный за все информационные системы (например, ответственный за информационную архитектуру), то координация улучшений автоматизации бизнес-процессов должна быть его ежедневной задачей (хотя важные решения должен принимать ИТ-директор).

    Разделы ИТ-стратегии, где рассматривается автоматизация бизнес-процессов: «Информатизация бизнес-процессов». Стоит отметить, что в проектах по разработке ИТ-стратегий на разделы «Информатизация бизнес-процессов» и «Информационные системы» обычно уходит 30-40% всех затрат, т.е. анализ текущего состояния и планирование улучшения автоматизации бизнес-процессов для всей компании — очень трудоемкая и сложная работа. 

    Методики, предлагаемые для улучшения автоматизации бизнес-процессов: 

    • «Информатизация бизнес-процессов» (ее название «Функциональная модель бизнеса»).

    Отрасли, для которых целесообразно улучшать автоматизацию бизнес-процессов: безусловно, автоматизацию бизнес-процессов надо улучшать во всех отраслях. Раньше это не касалось сельского хозяйства и складов, но сейчас и современные и сельхозпредприятия и даже склады используют самые новые ИТ-технологии.

    Ресурсы, требуемые на анализ автоматизации бизнес-процессов и разработку приоритетов их улучшений: дело это весьма трудоемкое, скорее 20-40 человеко-дней работ.

    Основные этапы улучшения автоматизации бизнес-процессов: 

    1. Анализ текущего уровня автоматизации всех основных групп бизнес-процессов компании
    2. Выявление приоритетов информатизации
    3. Планирование изменений в информационных системах
    4. Изменения информационных систем.

    Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов

    Подходы к улучшению автоматизации бизнес-процессов разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:
    см. более подробно источники методик
    Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 412 страниц:

    Статьи по этой теме:

    Другая информация по автоматизации бизнес-процессов и смежным темам:

    Предложения для ИТ-директоров российских компаний

    (а также гендиректоров, ИТ-менеджеров и бизнес-менеджеров)


    Александр Михайлов и компания «Консалтинг по управлению ИТ» © 2004-2021 www.info-strategy.ru