с 30 сентября начинается обучение по ИТ-стратегии (с параллельной разработкой основы ИТ-стратегии).
Корпоративное обучение в любое время.

ИТ-процессы

На этой странице рассмотрены ИТ-процессы. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.

Краткое описание элемента «ИТ-процессы»

К ИТ-процессам относят все процессы, которые выполняют сотрудники ИТ-службы. В отличие от бизнес-процессов, которые обычно предполагаются достаточно разными для разных компаний, по ИТ-процессам есть ряд моделей, описывающих группы ИТ-процессов, типовые для всех компаний. К таким процессным методологиям относиться не только  широкоизвестный сейчас в России ITIL, но и COBIT, MOF, PRM IT.
К сожалению, для планирования развития всех основных ИТ-процессов на год и более, ITIL подходит плохо, а вот PRM IT хорошо (но эта методология не является открытой и широкодоступной).

Для планирования улучшений ИТ-процессов на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:

  • сами ИТ-процессы
  • персонал ИТ, его компетенции
  • оргструктуру ИТ
  • аутсорсинг ИТ (часть ИТ-процессов можно передать другим компаниям на аутсорсинг)

Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения ИТ-процессов: правильные ИТ-процессы могут позволить существенно увеличить выгоды бизнеса от использования ИТ, оптимизировать затраты на ИТ и улучшить управление ИТ.

Размеры компаний, которым целесообразно улучшать ИТ-процессы: ИТ-процессы стоит улучшать для всех компаний, но наибольший эффект может быть для крупных и средних компаний.

Кому лучше улучшать ИТ-процессы: руководителю службы поддержки ИТ целесообразно улучшать процессы, связанные с поддержкой ИТ. Процессы, связанные с развитием ИТ (например, процесс разработки и выполнения ИТ-стратегии), в российских ИТ-службах часто никто не курирует, а это, скорее, прерогатива ИТ-директора или ответственного за развитие ИТ (если такой человек есть).

Разделы ИТ-стратегии, где рассматриваются ИТ-процессы: ИТ-процессы относятся к разделу «Управление ИТ».

Методики, предлагаемые для улучшения этого элемента:

  • «Оптимизация управления ИТ»
  • «Функциональная модель ИТ».

Отрасли, для которых целесообразно улучшать ИТ-процессы: ИТ-процессы целесообразно улучшать для компаний всех отраслей.

Ресурсы, требуемые на разработку ИТ-процессов: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 5-15 и более человеко-дней работ. Эти оценки затрат времени относятся к планированию улучшений основных групп ИТ-процессов при выполнении этой работы в рамках разработки ИТ-стратегии. На само улучшение ИТ-процессов легко уйдут и десятки и сотни человеко-дней.

Основные этапы улучшения ИТ-процессов

  1. Анализ текущего состояния основных групп ИТ-процессов
  2. Планирование улучшений основных групп бизнес-процессов
  3. Планирование проектов по переходу в требуемое состояние
  4. Выполнение проектов

Подходы к улучшению ИТ-процессов

Подходы к улучшению ИТ-процессов разработаны на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ.

см. более подробно источники методик
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года  рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 450 страниц.

Статьи по этой теме:

Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:

Помощь в разработке ИТ-стратегии и/или стратегии цифровой трансформации бизнеса

а) Книги А. Михайлова
  • «ИТ-стратегия и стратегия ЦТ», получить по подписке
  • «ИТ-стратегия: лучший международный и российский опыт», купить
  • 15 мини-книг и 50 статей
б) Обучение с разработкой основы стратегии
в) Консалтинг

Консультация по ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации и помощь в выборе вариантов их разработки

Поделиться с друзьями
ИТ-стратегии: публикации, обучение, консалтинг