На этой странице рассмотрены требования бизнеса к ИТ. Это один из 20 основных элементов ИТ, которые целесообразно учитывать при планировании ИТ на 1 год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.
Краткое описание элемента «Требования бизнеса к ИТ»
Написанные и согласованные внутри компании требования к ИТ — это компромисс между тем, что хотели бы представители бизнеса (все, мгновенно, с нулевыми затратами и рисками) и реальными возможностями и ограничениями.
Как правило, в ИТ-стратегиях, требования бизнеса к ИТ выглядят как список из 5-15 самых основных требований бизнеса к ИТ в целом, а также десятки и сотни требований к конкретным элементам ИТ (к каждой из информационных систем, к элементам инфраструктуры ИТ и ИТ-службы).

Для разработки требования бизнеса к ИТ на 1-3 года вперед, целесообразно рассмотреть:
- что конкретно хотели бы от ИТ руководители компании и рядовые пользователи ИТ
- реальные ограничения ИТ
- новые возможности, которые ИТ могут дать бизнесу.
Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от улучшения требований бизнеса к ИТ: хорошо проработанные (и согласованные с бизнесом и ИТ) требования к ИТ могут позволить существенно увеличить выгоды бизнеса от использования ИТ, оптимизировать затраты на ИТ и улучшить управление ИТ.
Размеры компаний, которым целесообразно разрабатывать требования бизнеса к ИТ: требования бизнеса к ИТ стоит разрабатывать для всех компаний, но наибольший эффект может быть для крупных и средних компаний
Кому лучше разрабатывать требования бизнеса к ИТ:
- ИТ-директору, совместно с гендиректором и всеми заместителями (руководителями направлений бизнеса). Существенно лучше разрабатывать требования к ИТ не как отдельный проект, а как часть ИТ-стратегии, где заодно разрабатываются и планы по развитию ИТ.
Разделы ИТ-стратегии, где рассматриваются требования бизнеса к ИТ: для требований к ИТ обычно выделяется отдельный (и самый первый) раздел ИТ-стратегии. Надо иметь в виду, что как бизнес может выдвигать требования ИТ, так и ИТ — бизнесу. И требования ИТ к ИТ тоже надо учитывать.
Методики, предлагаемые для разработки требований к ИТ:
- ИТ-стратегия
- Требования бизнеса к ИТ
- а также, частично: ИТ-стратегия; «ИТ для бизнеса»; «Оптимизация ИТ»; «KPI по ИТ».
Отрасли, для которых целесообразно разрабатывать требования бизнеса к ИТ: требования бизнеса к ИТ целесообразно улучшать для компаний всех отраслей.
Ресурсы, требуемые на разработку требований бизнеса к ИТ: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 5-10 человеко-дней работ.
Основные этапы разработки требований бизнеса к ИТ
- Анализ имеющихся документов
- Интервью с руководителями подразделений
- Согласование и утверждение требований к ИТ

Подходы к разработке требований бизнеса к ИТ
Подходы к разработке требований к ИТ созданы на базе методик стратегического планирования ИТ, практическом опыте руководства ИТ и консалтинга, опросов ИТ-директоров российских компаний, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:

см. более подробно источники методик
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 450 страниц.
Статьи по этой теме:
- Михайлов А. «Требования бизнеса к ИТ: что и как надо планировать на 1 год и более, как это учесть в ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации бизнеса. Как выжать из ИТ всё и еще немного?«, 2019
- Михайлов А. книга «ИТ-стратегия для гендиректора: выжми из ИТ все! Как руководителю компании увеличить выгоды от ИТ, снизить риски ИТ, оптимизировать и улучшить контроль ИТ», 140 страниц
- Михайлов А. «ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?«, дискуссия на портале Globalcio, февраль, 2018
- Михайлов А. «Оценка потенциала оптимизации ИТ: какие элементы ИТ улучшить в первую очередь? Главы из новой книги по ИТ-стратегии», дискуссия на портале Globalcio , январь, 2016
- Михайлов А. ИТ стратегия: видение, миссия, стратегические цели ИТ. Неужели это Вам надо? Директор Информационной Службы, N3, 2012
- Михайлов А. “Бизнес хочет, чтобы ИТ одновременно развивались в трех разных направлениях: повышение выгод для бизнеса, сокращение затрат, повышение прозрачности работы” интервью представителям журнала «Открытые системы» с 9-ого Российского IT Management Forum, 24 мая 2012
- Михайлов А. Стратегическое управление ИТ: видение, миссия, стратегические цели ИТ. CIO, N1-2, 2011
Элементы ИТ, рассматриваемые на этом сайте:
Помощь в разработке ИТ-стратегии и/или стратегии цифровой трансформации бизнеса
а) Книги А. Михайлова
б) Обучение с разработкой основы стратегии
- корпоративное по ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации
- в группе ИТ-директоров (для малых компаний)
в) Консалтинг
- Консалтинг
- Аудит
- Поддержка ИТ-стратегии
Консультация по ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации и помощь в выборе вариантов их разработки