Краткое описание методики согласования ИТ и бизнеса
Методика «Согласование ИТ и бизнеса» включает в себя анализ ИТ с точки зрения поддержки приоритетов бизнеса, использования бизнесом возможностей, которые могут предоставить ИТ. Для этого совместно с представителями бизнеса и ИТ рассматриваются все основные элементы ИТ, с точки зрения увеличения выгод бизнеса, снижение рисков бизнеса и ИТ, оптимизации затрат, улучшение контроля. Цель разработки плана проектов: улучшение согласования ИТ с бизнесом.
Не часто директор или собственник компании может четко сказать, что конкретно он хочет от ИТ. В результате работы с сотней руководителей компаний, мне удалось разработать модель, как типовой генеральный директор видит ИТ-службу.
ИТ-служба, как впрочем и другие подразделения компании, может выглядеть как «черный ящик» с несколькими входами (затраты и контроль) и выходами (выгоды и риски для бизнеса).
Требования к ИТ в целом можно выбрать с помощью предложенной А. Михайловым модели ИТ в форме «принтера», печатающего деньги (или «шредера», засасывающего деньги, кому как видится).
Типовой российский гендиректор может видеть ИТ как и «черный ящик» со следующими входами и выходами:
- Выгоды от ИТ: для различных компаний они отличаются, но есть и типовые — это ИТ-поддержка повышения доходов компании, поддержка сокращения затрат, повышения управляемости бизнеса и т.д;
- Риски ИТ для бизнеса: если ИТ перестанет работать, то сразу не смогут работать многие сотрудники компании;
- Затраты на ИТ можно как уменьшать, так и увеличивать;
- Контролировать работу ИТ можно и больше и меньше, тренды сейчас скорее к усилению контроля и планирования работы ИТ.
Улучшение согласования ИТ и бизнеса уместно, если надо:
- увеличить выгоды бизнеса от использования ИТ;
- снизить риски, возникающие при неработоспособности ИТ;
- оптимизировать затраты на ИТ;
- улучшить контроль и планирование развития ИТ.
Улучшение согласования ИТ и бизнеса не нужно, если:
- Через пару месяцев надо уходить в другую компанию, нет смысла ничего улучшать;
- И так всё хорошо, да и менять что-то мало реально (например, для маленького филиала большой международной компании).
Ожидаемые выгоды от согласования ИТ и бизнеса:
- увеличение выгод бизнеса и ИТ
- а также уменьшение рисков ИТ, оптимизация затрат на ИТ, повышение управляемости ИТ.
Размеры компаний, для которых уместна эта методика: для компаний от 100 пользователей ИТ.
Кому лучше использовать методику «Согласование ИТ и бизнеса»: консультантам совместно с гендиректором (и желательно, директором по развитию бизнеса), директорам по ИТ.
Разделы ИТ-стратегии, в которых может быть использована методика «Согласование ИТ и бизнеса»: методика «Согласование ИТ и бизнеса» используется при разработке раздела «Требования бизнеса к ИТ» и других разделов.
Варианты ИТ-стратегий, в которых используется методика «Согласование ИТ и бизнеса»: методика cогласования ИТ и бизнеса используется при разработке ИТ-стратегий от 50 страниц и более.
Обозначения: «√»: входит в вариант; «+-»: частично входит
Улучшаемые элементы ИТ:
- требования к ИТ
- управление ИТ
- включая цели ИТ и т.д.:
Отрасли, для которых уместна эта методика: методика «Согласование ИТ и бизнеса» применима для компаний всех отраслей, в первую очередь, для производственных и сервисных компаний:
Ресурсы, требуемые на улучшение согласования ИТ и бизнеса: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 20-40 человеко-дней работ, а то и более.
Основные этапы согласования ИТ и бизнеса:
- Оценки важности основных элементов управления ИТ, устраивают ли они бизнес и ИТ, выявление приоритетов улучшений и конкретных проектов;
- Анализ по каждому из 7 элементов управления ИТ (деление его на 7-15 подэлементов);
- Разработка плана проектов по улучшению всех элементов управления ИТ.
|