На этой странице рассмотрена методика «Требования бизнеса к ИТ», которая является одной из 9 методик улучшения ИТ. Все эти методики разработаны для планирования развития ИТ на год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.
На этой странице предложены 9 методик улучшения ИТ, которые можно использовать при планировании развития ИТ на год и более, в том числе в рамках разработки ИТ-стратегии.
Краткое описание методики выявления требований бизнеса к ИТ
Методика «Требования бизнеса к ИТ» включает в себя: выявление требований бизнеса к ИТ, включая следующие группы требований:
- требования по поддержке целей (приоритетов) бизнеса;
- требования по снижению рисков и повышению безопасности ИТ;
- требования по затратам на ИТ и численности ИТ;
- требования по управляемости ИТ.
Также могут быть разработаны цели ИТ и проекты по ИТ, поддерживающие требования бизнеса к ИТ.
Пример требований бизнеса к ИТ:

Выявление требований бизнеса к ИТ уместно, если:
- Надо согласовать развитие ИТ с бизнесом;
- Надо в письменном виде зафиксировать, что бизнес-руководство ждет от ИТ, иначе успехов потом не вспомнят, а за не достижение нереальных (и быстроменяющихся) «хотелок» многочисленных бизнес-менеджеров все мозги выедят.
Когда требования бизнеса к ИТ не нужны: если и бизнес и ИТ не знают, что будет через неделю.
Ожидаемые выгоды для бизнеса и ИТ от выявления и формализации требований бизнеса к ИТ: требования к ИТ, согласованные между бизнесом и ИТ, что может позволить:
- увеличить выгоды бизнеса и ИТ;
- а также уменьшить риски ИТ, оптимизировать затраты на ИТ, повысить управляемость ИТ.
Размеры компаний, для которых уместна эта методика: выявление требований бизнеса к ИТ уместно для компаний любых размеров. Однако, применение рассмотренной здесь методики уместно скорее для компаний от 250 пользователей ИТ.
Кому лучше использовать методику «Требования бизнеса к ИТ»: ИТ-директору, с участием руководителей направлений бизнеса (развитие, производство, маркетинг, продажи, финансы и др.) и консультантов (которые организуют все работы, иначе непонятно, почему требования бизнеса к ИТ все еще не согласованы, да и «нет пророка в своем отечестве»).
Разделы ИТ-стратегии, в которых может быть использована методика «Требования бизнеса к ИТ»: методика «Требования бизнеса к ИТ» используется при разработке раздела «Требования бизнеса к ИТ». Также, конечно, требования бизнеса к ИТ влияют на все разделы по ИТ-стратегии, так как требования надо учитывать при планировании развития всех элементов ИТ.
Варианты ИТ-стратегий, в которых используется методика «Требования бизнеса к ИТ»: в полном объеме методика требования бизнеса к ИТ чаще применяется в ИТ-стратегиях от 50 страниц и более.
| Варианты ИТ-стратегий | Используется ли методика | Что конкретно |
| Основа ИТ-стратегии | + — | быстрая прикидка требований к ИТ |
| «Средняя» ИТ-стратегия | ? | выявление требований к ИТ и их приоритетов |
| «Подробная» ИТ-стратегия | ? | выявление требований к ИТ и их приоритетов |
Обозначения: «?»: входит в вариант; «+-»: частично входит
Улучшаемые области ИТ:
Элементы ИТ, включая:
- требования к ИТ;
- а также элементы управления ИТ, включая цели ИТ, ИТ-стратегию.
Отрасли, для которых уместна эта методика: методика «Требования бизнеса к ИТ» применима для компаний всех отраслей.
Ресурсы, требуемые на разработку требований бизнеса к ИТ: ресурсы сильно зависят от размеров компаний, для средних по размеру компаний их можно оценить в 10-20 человеко-дней работ, а то и более.
Основные этапы выявления требований бизнеса к ИТ:
- Выявление основных направлений требований к ИТ;
- Выявление перечня конкретных требований бизнеса к ИТ;
- Оценка важности требований и устраивает ли их ИТ-поддержка;
- Выявление приоритетных требований к ИТ;
- Оценка проектов по ИТ, поддерживающих требования к ИТ, особенно приоритетные.
Подходы к разработке требований бизнеса к ИТ
Методика «Требования бизнеса к ИТ» (как и еще ряд методик согласования ИТ и бизнеса), разработана Александром Михайловым на базе методик стратегического планирования ИТ и бизнеса, практическом опыте консалтинга и обучения, ряде публикаций по ИТ-стратегиям и улучшению управления ИТ:

см. также более подробное описание.
Методики улучшения управления ИТ, согласования ИТ и бизнеса, разработки ИТ-стратегий, а также элементы ИТ, которые надо учитывать при планировании развития ИТ на 1-3 года рассмотрены в книге Александра Михайлова «ИТ стратегия: лучшие международные и российские практики», 450 страниц:

Вот место методики «Требования бизнеса к ИТ» среди других методик, предложенных А.Михайловым:

Статьи по этой теме:
- Михайлов А. «Требования бизнеса к ИТ: что и как надо планировать на 1 год и более, как это учесть в ИТ-стратегии и стратегии цифровой трансформации бизнеса. Как выжать из ИТ всё и еще немного?«, 2019
- Михайлов А. книга «ИТ-стратегия для гендиректора: выжми из ИТ все! Как руководителю компании увеличить выгоды от ИТ, снизить риски ИТ, оптимизировать и улучшить контроль ИТ», 140 страниц
- Михайлов А. «ИТ и бизнес: как планировать улучшения для своей компании?«, дискуссия на портале Globalcio, февраль, 2018
- Михайлов А. «Оценка потенциала оптимизации ИТ: какие элементы ИТ улучшить в первую очередь? Главы из новой книги по ИТ-стратегии», дискуссия на портале Globalcio , январь, 2016
- Михайлов А. ИТ стратегия: видение, миссия, стратегические цели ИТ. Неужели это Вам надо? Директор Информационной Службы, N3, 2012
- Михайлов А. “Бизнес хочет, чтобы ИТ одновременно развивались в трех разных направлениях: повышение выгод для бизнеса, сокращение затрат, повышение прозрачности работы” интервью представителям журнала «Открытые системы» с 9-ого Российского IT Management Forum, 24 мая 2012
- Михайлов А. Стратегическое управление ИТ: видение, миссия, стратегические цели ИТ. CIO, N1-2, 2011
Помощь в разработке ИТ-стратегии
б) Обучение и совместная с консультантами разработка
- корпоративное обучение
- в группе ИТ-менеджеров малых компаний
- совместная с консультантами разработка ИТ-стратегии
в) Консалтинг
- Консалтинг
- Аудит ИТ-стратегии
- Поддержка ИТ-стратегии
Консультация по ИТ-стратегии и помощь в выборе варианта ее разработки
